Великорецкий Крестный ход

По преданию, обретение Великорецкой иконы святителя Николая произошло в 1383 году, когда крестьянин деревни Крутицы Агалаков обнаружил чудотворный образ на берегу реки Великой. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения, слава разнеслась по всей Вятской земле. Около 1400 года жители города Хлынова – столицы Вятского края — просили отпустить образ Николая Чудотворца в Хлынов, обещав […]


По преданию, обретение Великорецкой иконы святителя Николая произошло в 1383 году, когда крестьянин деревни Крутицы Агалаков обнаружил чудотворный образ на берегу реки Великой. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения, слава разнеслась по всей Вятской земле. Около 1400 года жители города Хлынова – столицы Вятского края — просили отпустить образ Николая Чудотворца в Хлынов, обещав ежегодно приносить его на место явления. Так более 600 лет назад возник Великорецкий крестный ход.

Около 1554 года большой пожар уничтожил многие здания в Хлынове, погорел и Никольский собор, где находилась Великорецкая святыня. Но икона чудом уцелела. Через год образ Николая Великорецкого совершил свое первое путешествие в Москву. В это время предстояла тяжелая война с Казанским ханством, и царь Иван Грозный хотел помолиться святителю Николаю о даровании победы перед чудотворным образом.

В столице России образ ожидала торжественная встреча. Сам Митрополит всея Руси Макарий поновлял Вятскую святыню. Икона находилась в столице всё время, пока российское войско вело борьбу с Казанским и Астраханским ханствами, и возвратилась в Хлынов лишь после победы в 1556 году, щедро одарённая царем и Митрополитом. В возведенном в память о победе над вековым врагом соборе Василия Блаженного на Красной площади один из приделов посвящен Великорецкому образу святителя Николая.

В трудное для страны время, в 1614 — 1615 годах, по просьбе царя Михаила Федоровича Романова икона вновь посещает столицу. Указом первого Вятского архиерея епископа Александра в 1668 году устанавливается празднование явления Великорецкой иконы 24 мая (по старому стилю). С тех пор ежегодно 24 мая (6 июня) на берегах реки Великой собирались тысячи паломников. Они приплывали сюда по рекам Вятке и Великой на плотах и стругах. Епископ Вятский Лаврентий Горка в 1778 году повелел, чтобы крестный ход совершался посуху.

После установления Советской власти отношение к крестному ходу изменилось. В 1935 году был взорван Троицкий кафедральный собор города Вятки, при этом чудотворная икона, хранившаяся там, бесследно исчезла. В 50-ых годах паломничество жестко преследовалось, было принято специальное постановление райкома партии о его запрещении. Тем не менее, полулегально крестный ход продолжался, и, несмотря на препоны, чинившиеся властями и милицией, 200 — 300 паломников каждый год добирались до села Великорецкого.

С 1989 года крестный ход совершается беспрепятственно, а с 1990 года по благословению Архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа он полностью возрождён. В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ о присвоении Великорецкому крестному ходу статуса всероссийского. Доныне Великорецкий крестный ход остаётся самым продолжительным в православном мире, самым древним и одним из самых многолюдных в России.

Источник текста и фото