Карелы. Мнение филолога

О том кто такие карелы в свете филологии и этнографии. Эса Анттикоски, Йоэнсу, Северная Карелия, Финляндия Карельский этнос и древнекарельский язык сложились к началу второго тысячелетия на территории Карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Это язык северной подгруппы прибалтийско-финской группы финно-угорской семьи с некоторым влиянием исчезнувшей восточной группы диалектов. В результате новгородского и шведского завоеваний этническая […]

Карелы
О том кто такие карелы в свете филологии и этнографии.
Эса Анттикоски, Йоэнсу, Северная Карелия, Финляндия
Карельский этнос и древнекарельский язык сложились к началу второго тысячелетия на территории Карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Это язык северной подгруппы прибалтийско-финской группы финно-угорской семьи с некоторым влиянием исчезнувшей восточной группы диалектов. В результате новгородского и шведского завоеваний этническая территория была разделена на две части (1323 год). Древние карелы, проживавшие на западной стороне границы вошли в состав финского народа. Язык их потомков представляет собой юго-восточные и саволакские диалекты финского языка. По религии это лютеране. В Финляндии жители (в том числе и бывшие) исторической провинции Карелия называются карелами, хотя с народом под названием «карелы» они имеют в основном лишь общее происхождение и некоторые общие черты культуры (в том числе возникшие под русским влиянием). На основе древнекарельского языка сложился и ижорский язык, часть носителей которого также называли себя карелами.

Теперь перейдем к народу под названием «карелы». В отношении языка карелы разделяются на три основные группы:

• собственно-карелы,

• ливвики (олонецкие карелы)

• людики.

Собственно-карельское наречие — это прямое продолжение древнекарельского языка. Оно имеет следующие подразделения:

1) Беломорские говоры на севере Республики Карелия. Чувствуется известное влияние финского языка и финской культуры — до революции северные карелы имели тесные хозяйственные связи с Финляндией.

2) Южные говоры в центральной части Республики Карелия. Отсутствует финское влияние, с исключением пограничной полосы (Реболы, Ругозеро). Наблюдается влияние людиковского и ливвиковского наречий.

3) Диалекты карельских языковых островков во внутренней России. Карельские поселения в современных Ленинградской (вблизи г. Тихвин), Тверской (северная, центральная части с центром в с. Толмачи, небольшой островок на юго-востоке), Новгородской (Валдай, обрусели к 60-м годам), Владимирской, Московской (обрусели к началу XX века) областей возникли в 7 веке в результате массового ухода карелов с территорий, занятых шведами (восточная часть Карельского перешейка, северо-западное Приладожье, современная финская провинция Северная Карелия). По языку эти группы немногим отличаются от носителей южных говоров.

Еще в начале второго тысячелетия часть древних карелов переселилась на перешеек между Ладожским и Онежским озерами, который был занят древними вепсами. В результате смешения карелов с вепсами возникли людиковское (узкая полоса на западном берегу Онежского озера от Свири до Медвежегорска, смесь карельких и вепсских языковых явлений) и ливвиковское (территория вокруг города Олонца, карельский с вепсским субстратом) наречия.

Что касается различий в материальной и духовной культуре между этими группами, то, грубо говоря, они сводятся к следующим моментам.

1) Влияние других народов. В карельских островках внутренней России — русских, на юге Республики Карелия — вепсов и русских, на севере — финнов.

2) Различия в хозяйственной жизни. В островках и на юге Карелии — сельское хозяйство, ремесла, отходничество в Питер и другие города. В центральной части и на севере — подсечное земледелие, большая роль охоты и рыболовства, коробейничество в Финляндии, на самом севере — оленеводство.

3) Сохранение архаических форм духовной культуры (калевальские руны и др.) на Севере, отсутствие их у других групп. Также можно упоминать сохранение старообрядчества на севере и среди тихвинских карелов.

В XX веке и в настоящее время различия выявляются в распространении националистических идей среди северных карелов в Начале века, в создании современных форм национальной культуры (литература, театр на финском языке), более высоком уровне этнического самосознания среди них. Лишь в последнее время эти процессы начали развиваться и у других групп. От советских форм хозяйствования (ликвидация бесперспективных деревень, упор на экстенсивное использование леса) больше всего пострадала центральная часть, которая частично опустошалась от карельского населения, частично была заселена белорусами и украинцами.

Финляндии, кроме карелов-финнов, о которых уже шла речь, были и «собственно карелы», православные носители ливвиковского и собственно-карельс
кого наречий (Салми, Суоярви). Эвакуированные во время войны и расселеные среди финнов, они в основном потеряли свой язык и особые формы культуры. И чтобы еще больше запутать дело, упомяну, что и в нашей провинции Северная Карелия в 17 веке осталась часть карельского населения, которая по языку финнизировалась еще к началу века, но сохранила православную религию. Также следует сказать, что в Финляндии «карелов» — как лютеран, так и православных — до последнего времени не считали особым этносом, а частью финского народа.

В последнее время увеличивается интерес к карельскому языку и культуре, хотя никакого карельского этноса в у нас уж точно уже не существует (и через некоторое время он, возможно, перестанет существовать и в России).

В Финляндии, однако, сохраняются так называемые «племенные» (наверно лучше их называть провинциальными) идентитеты, и современное «карельское» самосознание на этой стороне границы вполне вписывается в концепцию Евросоюза о «Европе регионов».

Источник текста
Источник фото