Возрождение традиционной культуры

В Республике Карелия в период апрель 2004 — апрель 2005 г был реализован проект «Возрождение культуры коренных народов через развитие музыкальной культуры» Проект разработан и осуществлен молодежной общественной организацией «Нуори Карьяла» и Республиканским центром национальных культур. Республиканская молодежная общественная организация «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия») является добровольной общественной организацией, целями и основными задачами которой являются пропаганда […]

Возрождение культуры коренных народов
В Республике Карелия в период апрель 2004 — апрель 2005 г был реализован проект «Возрождение культуры коренных народов через развитие музыкальной культуры» Проект разработан и осуществлен молодежной общественной организацией «Нуори Карьяла» и Республиканским центром национальных культур. Республиканская молодежная общественная организация «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия») является добровольной общественной организацией, целями и основными задачами которой являются пропаганда и распространение духовных ценностей прибалтийско-финских народов, сохранение и развитие карельского, вепсского и финского языков и культуры.
С начала 90-х годов XX века в Республике Карелия начался подъём национального самосознания, когда старшее поколение национальной интеллигенции стало проявлять активность в сфере развития национальной культуры. Творческие личности стали активнее проявлять интерес к народному фольклору и традиционной музыкальной культуре как к источнику формирования и развития национальной культуры коренных народов РК. Растёт интерес к народному творчеству среди детей и молодёжи.
Одной из доступных форм освоения народной культуры на уровне любительства является музицирование на народных инструментах: при небольшом времени подготовки любой желающий может овладеть игрой на 5-ти струнном кантеле, йоухикко, на разнообразных духовых и ударных инструментах.
Учитывая то, что в Карелии появились молодые педагоги-музыканты — выпускники отделения финно-угорской музыки Петрозаводской государственной консерватории, к числу которых относится и автор статьи -, владеющие исполнительством на народных музыкальных инструментах и то, что желание у детей и молодёжи играть на этих инструментах велико, возникла необходимость создания и реализации проекта по обеспечению народными музыкальными инструментами любительских кружков и фольклорных коллективов.
Одной из основных задач проекта являлась поддержка детского и молодежного творчества в сфере освоения культуры коренных народов Республики Карелия — карелов, вепсов, финнов. В целевую группу проекта вошли 9 творческих коллективов из разных городов республики представляющих самобытную культуру этих народов: 5 творческих коллективов из г.Петрозаводск — детский карельский ансамбль «Iloine»;детский карельский ансамбль «Lulukka»; ансамбль кантелистов «Kulkuset»; детский финский ансамбль «Lasten piiri», вепсский фольклорный ансамбль «Kevaz’vezi»; фольклорный ансамбль «Карельская горница» г. Костомукша; ансамбль «Randaine» — г.Олонец, инструментальный ансамбль «Pikkurilli»( переименован в «Pajuine») г. Кондопога, ансамбль народной музыки ДМШ г. Кемь..
Работа по проекту велась на протяжении года параллельно в трех разных направлениях
1. Изготовление традиционных народных инструментов мастерами
2. Образование в сфере обучения игре на традиционных народных инструментах
3. Культурные акции, представляющие культуру карелов, вепсов и финнов
В рамках гранта выделенного Канадским Агентством международного развития и Посольством Канады в г.Москве мастерами было изготовлено 86 традиционных карельских. Вепсских и финских инструментов, в том числе: 21 кантеле, 6 йоухикко, 4 талхарпа, 18 диатонических флейт ( строи «соль», «до», «ре»), 6 мянкерей, 4 обертоновые флейты, 4 калюки, 2 лиру, 2 сарви, 2 волынки, 5 коробочек и 2 трещетки.
В указанный период для руководителей творческих коллективов была организована стажировка в Центре народной музыки г.Каустинен(Финляндия), где изучались стили исполнения на традиционном кантеле, техника исполнения, специфические приемы звукоизвлечения. Кроме того, на заключительной стадии проекта в Центре национальных культур состоялись курсы обучения игре на кантеле, йоухикко и народных флейтах «Созвучие голосов Севера», на которых прошли обучение 14 руководителей фольклорных коллективов и преподавателей музыкальных школ из городов Республики.
Культурные акции , состоявшиеся в рамках проекта были организованы партнерами
Республиканским центром национальных культур (г.Петрозаводск) и Государственным комитетом по делам национальной политики Республики Карелия и получили финансовую поддержку Министерства культуры Республики Карелия и Совета Министров Северных Стран: Фестиваль народной музыки «Кантелетар» в г.Костомукша, Международный культурный марафон «Калевальская мозаика», Молодежный фестиваль-конкурс «Rohkei t
ytto» в г.Кемь, Фестиваль народной музыки «Наследники Вяйнеменена». Во время последнего из указанных мероприятий состоялась публичная презентация проекта с участием коллективов целевой группы, мастеров изготовивших инструменты., гостей, представителей СМИ.
Учитывая недостаток нотных изданий освещающих музыкальную
инструментальную традиционную культуру карелов, вепсов и финнов , важным шагом в нашей работе была подготовка и издание нотного «Мелодии эпохи Калевалы», в котором составители объединили разные образцы наигрышей для диатонического 5-ти и 10 -тиструнного кантеле.
В заключение можно констатировать, что основные задачи поставленные проектом — поддержать национальное сознание молодых финно-угров и распространить информацию об этой культуре среди широкого населения., поддержать интерес к традиционным музыкальным инструментам карелов, вепсов и финнов как к явлениям, представляющих сплав народной материальной и духовной культуры этноса. — были выполнены и проект «Возрождение культуры коренных народов через развитие музыкальной культуры» стал ещё одним шагом на пути сохранения и развития самобытной культуры карелов, вепсов и финнов, являющихся уникальными этносами Северных территорий мирового сообщества.

Ольга Власова

Источник текста и фото