О народных костюмах Карельского перешейка

Д.И.Шитов. О народных костюмах Карельского перешейка. Для финнов народный костюм является памятником материальной культуры предков, который может изготовить, носить и сохранять для потомков любой желающий. Костюм позволяет показать старинные технологии производства, выделки материалов, способы шитья, ювелирное искусство, кузнечное и сапожное мастерство. Праздничная одежда была раньше огромной ценностью, составляла приданое невесты и могла рассказать о том, […]

Д.И.Шитов.
О народных костюмах Карельского перешейка.
Для финнов народный костюм является памятником материальной культуры предков, который может изготовить, носить и сохранять для потомков любой желающий. Костюм позволяет показать старинные технологии производства, выделки материалов, способы шитья, ювелирное искусство, кузнечное и сапожное мастерство. Праздничная одежда была раньше огромной ценностью, составляла приданое невесты и могла рассказать о том, из какого района или прихода этот человек, а также говорила о материальном состоянии владельца.
Современный нам костюм, или тот, который дожил до наших дней, появился в Финляндии в XVIII — XIX веках, сшитый по общеевропейской моде, особенно заметной в западных областях страны, связанных плотнее торговлей с Европой.
Праздничная одежда

Своё новое рождение он пережил в конце XIX века, когда в кругах интеллигенции появился интерес к изучению народной культуры, навеянный рунами Калевалы. Сотни студентов и учёных стали отправляться в этнографические экспедиции с целью изучения и сбора образцов для Выборгского и Хельсинского музеев. На Карельском перешейке работал выдающийся финский археолог и этнограф Теодор Швиндт, выходец из волости Ряйсяля (ныне Мельниково). Результатом его работы стала книга «Народный костюм Восточной Финляндии».
Костюмы стали классифицировать и систематизировать по волостям. На сегодняшний день за сто лет работы описано, и зарегистрировано в Совете по народному костюму Финляндии более 400 костюмов различных волостей Финляндии. Работа продолжается. Из 25 приходов Карельского перешейка, отошедших к СССР по мирному договору 1940-48 годов, почти каждый имеет свой костюм.
Костюмы Карельского перешейка делятся на два основных вида, по народностям населявшим его. Это Яюрямёйсет — древние обитатели Карелии и Савокот — выходцы 1700 — 1800-х годов из губернии Саво в Восточной Финляндии. Костюму Яюрямёйсет свойственны черты древнекарельского костюма и заимствования от восточных соседей — славян. Это, в частности, головной убор замужних женщин — сорокка, напоминающая русский кокошник и сарафан. Также костюму Яюрямёйсет, свойственному и для Ингерманландии (ижора), характерна яркая вышивка на рубахе и переднике. У Савокот костюм всегда разделён на юбку и безрукавку. Ткань часто имеет сложный цветной рисунок в полоску или клетку. Украшения из олова, серебра и бронзы свойственны обеим группам костюмов. С древних времён существовал пояс с бронзовым поясоразделителем для подвешивания ножа, кремня и копаушки. Рубаха изготавливалась изо льна, остальная одежда из грубой домотканой шерсти с применением природных красителей. Мужская одежда была значительно проще и не отличалась таким разнообразием фасонов и украшений. В качестве верхней одежды служила суконная куртка, имевшая по вырезу ворота яркую вышивку. Головные уборы изменялись постоянно, по моде века. Обувью служили различные типы кожаных туфлей и сапог (липоккат, пиексут, упоккат), а также фабричного изготовления.