Отчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – Уксунйоки

29 апреля – 8 мая 2006 года Турклуб «Мумми-тролли» Состав группы: Руководитель и медсестра – Мумми-мама }катамаран 2 Завхоз и боцман – Мумми-папа }катамаран 2 Капитан катамарана 6 – Берк Оператор – Ёж Матросы катамарана 6: Тюленька, Наташа, Алёна Главный пассажир – кот Микеш (в маршрутной книжке заявлен не был) Экипаж второго катамарана 2: Маша […]

Карелия
29 апреля – 8 мая 2006 года
Турклуб «Мумми-тролли»
Состав группы:
Руководитель и медсестра – Мумми-мама }катамаран 2
Завхоз и боцман – Мумми-папа }катамаран 2
Капитан катамарана 6 – Берк
Оператор – Ёж
Матросы катамарана 6: Тюленька, Наташа, Алёна
Главный пассажир – кот Микеш (в маршрутной книжке заявлен не был)
Экипаж второго катамарана 2: Маша и Максим
Раскладка и аптечка
Мы в этот раз сушили мясо и сухари, чтобы не нести тушёнку и хлеб. Жиры восполняли салом. Как обычно по утрам подкреплялись сублимированной картошечкой, а в обед пили чай из термосов с бутербродами. Ужин был плотным. В итоге, от голода никто не страдал, но все заметно похудели, особенно Микеш, который от волнения очень плохо ел.
Что касается состава нашей аптечки, читайте в разделе Экипировка.

Снаряжение общественное и личное
Катамаран «Светофор» и катамаран «Крокодил» — двушки производства qrshop. Баллоны полиамидные. Если покупаете у них каты, очень внимательно проверяйте баллоны – мы не первые, у кого были проблемы. В остальном лодки очень удачные по геометрии.
Катамаран «Пингвин» — 6 мест + 2 пассажира. На озёрах и морях ставятся паруса. Произведён по спецзаказу в фирме «Корвет» в Казани. Баллоны из прорезиненного капрона с продольной внутренней перегородкой. Рама сборная, самодельная. Шёл 2 препятствия 5 к. с. без проблем.
Вёсла 2-х видов (на вёсла приматывали скотчем пластиковые бутылки):
1 — лопасти пластиковые из г. Бийска увеличенные, дюралевая труба и пластиковая ручка – тяжеловаты. 2 — лопасти текстолитовые из г. Жуковский (были даны на обкатку), дюралевая труба и пластиковая ручка – очень удобные и лёгкие, фактически не оббиваются.
У 4 членов группы – гидрашки, у остальных неопреновые носки и шорты.
В основном: каски хоккейные, гермы — прорезиненные мешки 140 л, жилеты не надувные. Защитки — наколенники/налокотники у некоторых членов группы. Обувь – кеды либо сёрферские тапочки.
3 термоса и 2 морковки, 1 основная верёвка (она же дополнительная морковка, т. к. не тонет).
Переноска для кота (вещь лишняя, т. к. он предпочитал обходиться без неё).
В остальном всё как у всех.

29 апреля — Заброска
Поезд №350 на Костомукшу с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга в 16:11. Прибытие на ст. Маткаселькя в 23:18.

Коту Микешу тоже купили билет (по его паспорту и справке из ветстанции). Билет был в 2 раза больше хозяйского, и в нём было написано «живность».
В поезде проблем с пограничниками у нас не было, так как Мумми-мама предъявила маршрутную книжку с круглой печатью на обложке, которую мы получили у председателя питерского турклуба Муравьёва и подарила им список группы на стандартном бланке всё с той же печатью. Молодой лейтенант чуть не прослезился и долго благодарил за столь ответственный подход. Мы, наверное, ненароком устроили немалую подставу остальным туристам.

В Маткаселькя Мумми-мама держала папку с документами наготове, но пограничников мы не встретили.

Дальше мы двигались по ж/д до развилки вперёд по ходу поезда, а затем по ветке, уходящей вправо, до пересечения с дорогой. По дороге снова направо до моста. По лоции 2004 года это целых 4 км. И хотя рюкзаки у нас были очень тяжёлыми, так как мужчины в нашей группе были в меньшинстве, любой из нас скажет, что от станции до моста не больше 2,5 км.

Существует два варианта ночёвки:
1 – не доходя до моста, свернуть направо в лес по остаткам лесовозной дороги и сломать там ноги в буреломе в темноте – поляна, впрочем, там неплохая.
2 – перейти через мост и свернуть вправо на первое же место повыше – стапелиться в 300 метрах дальше по дороге у здания ГЭС.

Описание маршрута
Мы прошли Тохмайоки за 3 дня, включая стапель, то есть непосредственно сплав занял 2,5 дня. Это достаточно напряжённый график движения, не позволяющий устраивать длительные покатушки на отдельных препятствиях. Советую закладывать на Тохму 3 полных дня + время на стапель и антистапель, если вы не маньяки.

Мы пользовались лоцией Трускова 2004 года, который внёс исправления в лоцию Бекетова и картой-пятьсотметровкой с уже отмеченными препятствиями. Лоция неплохая, но содержит некоторые ошибки в определении расстояний между препятствиями и требует некоторых дополнений и уточнений в связи с изменениями, произошедшими на реке.

На карте препятствия отмечены грамотно, но нужно обязательно добавить препя
тствие №33 в 100 м перед плотиной №34, так как этот водопад в 2-х протоках высотой около 4 метров. Чалка прямо на остров, разделяющий протоки, обнос или выставление страховки тоже с этого островка.

В остальном всем рекомендую пользоваться этой удобнейшей картой.
30 апреля
Пп. №1-2 – шиверы, одна под авто, другая под ж/д мостом не представляют интереса и мало кем ходятся, так как стапелиться удобно уже за ними у здания ГЭС.
П. №3 – плотина – проход возможен по среднему сливу, если предварительно подойти к островку ниже плотины и забраться по нему к сливу. Там же удобно поставить страховку. Мы спустили катамараны у здания ГЭС и пожертвовали плотиной в пользу мраморных карьеров (времени было уже немало, так как стапель затянулся – попробуйте-ка соберите 6 местный самодельный кат).

До заливчика, уходящего влево, из которого и начинается путь на карьер по грунтовке (10 минут ходу и наверх через холм направо) – 3,5 км. Где-то за 1 км перед заливчиком ещё один ж/д мост (через него идёт ветка на карьер). На протяжении этих 3,5 км несколько мало заметных шивер (пп. №4-7).

В карьере больше всего поражает мраморное озерцо.

От заливчика до автомоста в Рускеале не больше 3 км (пп. №8-10, про них тоже нечего сказать).

Под мостом в Рускеале п. №11 – небольшой порожек, после которого расширение вправо и затем поворот влево, сразу после него реку перегораживают трубы. Трубы одним концом (слева) уже касаются воды, а справа даже по не очень высокой воде до них остаётся расстояние чуть больше метра, резко сокращающееся к середине реки. При этом течение после порожка под мостом не замедляется. Мумми-тролли с трудом протиснули свою двушку, проехавшись по кустам, свисающим с отвесной стены правого берега. Шедшие за ними Маша с Максимом не вписались в воротца, и Максу пришлось выпрыгнуть на трубу. Маша вместе с катом тут же полетела в воду. Впрочем, ребята сами добрались до левого берега, где гружёный кат был перевёрнут в нормальное положение усилиями Макса и Мумми-мамы. Шестёрку успели вовремя предупредить (она у нас 2,5 м в ширину, так как предназначается для постановки под парус) – и ребята совершили очень неудобный, но короткий обнос по кустам левого берега.

Буквально через 300 метров – п.№12 – на него стоит обратить внимание. Чалка по правому берегу прямо перед препятствием, в глубине круглого улова. Осмотр тоже по правому берегу – довольно удобный. Проходить следует по центральному сливу (всего три протоки). Сразу после препятствия спокойная вода. На левом берегу маленький домик.

Мы прошли это препятствие всеми тремя экипажами с вещами, выставив оператора и ссадив на всякий пожарный кота и гитару. Сложным оно нам не показалось.

До п. №16, печально известного гибелью матроса катамарана 4 пару лет назад, около 4,5 км по плёсам, слегка разбавленным тремя перекатами (пп. 13 – 15). Ориентиром препятствия служит дом на очень высоком левом берегу. Зачалиться можно по левому берегу и там же осмотреть препятствие, начинающееся за поворотом вправо. Перед порогом стоит памятник погибшему. В лоции предлагают чалиться по правому берегу – мы там мест для чалки не обнаружили (правда, сказать честно, не очень-то и искали). В нашем случае на левом берегу стапелилась огромная группа из катов и байд, и мы решили идти порог с ходу. Порог состоит из хорошего слива на повороте вправо и прижима к острову, от которого стоит очень активно выгребаться влево, стараясь не наткнуться на какой-то мелкий островочек, торчащий слева. На заходе нужно держаться по центру.

В итоге у нас с порогом проблем не возникло, его пережил даже кот, но проходить его без осмотра и страховки я не советую, так как линия движения с воды не просматривается, да и общее падение воды в пороге не меньше 3 м.

Пп. №17 – 19 особенно замечены нами не были.

До препятствия №20 от п. №16 – не больше 3 км. Тут река делится на две очевидных протоки (а затем делится ещё раз – всего получается 3). В правой протоке есть неплохая стоянка, также есть стоянка на острове, разделяющем правую и левую протоки. В правой протоке мы и заночевали, предварительно поздоровавшись с группой Миши Виноградова (член водной комиссии города Питера). Вечером мы сходили полюбоваться на так называемое «Очарование» — водопад в 3-х протоках высотой 4 метра. На обратном пути встретили Сергея Григорьевича Тихомирова (председатель водной комиссии города Питера), который на следующее утро не поленился добраться до нас, дать нам пару полезных советов и угостить «Наполеоном» в честь 1 мая. В общем, можно сказать, перед водной ко