Выставка Карелия. На границе с Финляндией

Новая масштабная выставка в Музее культур рассказывает о народах, проживающих по другую сторону восточной границы и о нашем отношении к ним в исторических перипетиях ХХ столетия. Развитие многокультурных регионов, судьбы и идентичность малочисленных народов по-прежнему остаются актуальными проблемами для Российской Карелии, как и для любого другого уголка мира. Музейная экспозиция впервые отражает результаты собирательской деятельности, […]

Новая масштабная выставка в Музее культур рассказывает о народах, проживающих по другую сторону восточной границы и о нашем отношении к ним в исторических перипетиях ХХ столетия. Развитие многокультурных регионов, судьбы и идентичность малочисленных народов по-прежнему остаются актуальными проблемами для Российской Карелии, как и для любого другого уголка мира. Музейная экспозиция впервые отражает результаты собирательской деятельности, проводившейся финляндскими исследователями в военный период на оккупированных территориях. В материалах выставки представлены коллекции Национального музея Финляндии, которые дополнены экспонатами и фотографиями из Российского этнографического музея.

Представленные на выставке вещи, тексты, фотографии и мультимедийные элементы экспозиции рассказывают о жизни ингерманландцев, карел, вепсов, коми, саамов Кольского полуострова и локальных групп русских. Несмотря на языковые различия, эти народы объединяют одинаковые экологические условия и сферы жизнедеятельности. Рыбная ловля, охота, земледелие, торговля и оленеводство являлись традиционными занятиями населения. Экспонаты выставки позволяют составить представление о местных промыслах, одежде и вероисповедании.

На данной территории всегда было значительным влияние Православной церкви, объединявшей саамов, карел, людиков, вепсов и русских. Конфессиональные особенности проявлялись и в буднях, и в праздниках. Монастыри издавна распространяли новые ремесленные техники, такие как роспись, золотошвейные промыслы, вышивка жемчугом, и по-прежнему являются центрами духовной жизни и ремесленного искусства. В советское время церковь была отделена от государства. Начиная с 1920-х годов, церковная деятельность всячески ограничивалась властями, церкви закрывались, их имущество подвергалось конфискации. В постсоветский период церковь вновь обрела свободу деятельности.

На жизнь народов этой территории также повлияли войны и перемещения границы. С изменением политических условий многие люди подверглись насильственному переселению с мест постоянного проживания, как, например, в случае перемещения ингерманландцев в центральные области России, Среднюю Азию и Сибирь. С получением Финляндией независимости и образованием Советского Союза граница стала непроницаемой. Однако интерес учёных к народам Карельской АССР не угас. В 1920-х годах начался масштабный исследовательский проект, координировавшийся Ленинградским исследовательским институтом, который возглавил антрополог Д. Золотарев. Фотографии из Российского этнографического музея рассказывают о традиционных занятиях населения и колхозном хозяйстве карельских, ингерманландских и вепсских деревень.

С Карелией связано формирование финляндской идентичности. Мысли о Великой Финляндии и племенной общности финноязычных народов направляли работу учёных по сбору этнографических материалов и экспонатов в 1941 г. 3 января 1942 г. Министерство образования Финляндии предоставило программу по изучению Карелии. Целью исследования и фиксации сведений о народной культуре было доказать принадлежность оккупированных территорий к финно-угорскому культурному ареалу. В сожженных и эвакуированных деревнях исследователи собирали музейные коллекции из ценных с этнографической точки зрения образцов рукоделий, икон и предметов традиционного быта. Ими также описывалась архитектура православных церквей и часовен. На выставке представлены экспонаты, собранные Хельми Хельминен в Гафострове и Сакари Пялси в русских деревнях близ Свирского монастыря.

В связи с выставкой вышел сборник статей, финляндские и российские авторы которых освящают взаимосвязи между Финляндской Карелией и Карелией по другую сторону границы в ХХ столетии. Интересным дополнением является опубликование ранее не издававшегося экспедиционного дневника Хельми Хельминен, побывавшей в военные годы в Реболах. Истории трогательным образом повествуют о судьбах семей кольских саамов, коми и ингерманландцев.

В рамках выставки проводится множество мероприятий.

Выставка стала результатом сотрудничества с «Инкерин култтуурисеура» (Хельсинки) и Российским этнографическим музеем (СПб).
Источник текста и фото