Поход по Карелии в июле 2005 г.

Заонежье-Прионежье (ст.Медвежья Гора – Ванчозеро — Турастамозеро – Ладмозеро – Тютельгуба – Колгостров –волок через п-ов Лиж — Чирайгуба – остров Соня – ст.Лижма) Тип похода Пеше-водный (1 байдарка «Таймень-2», 3 волока) Состав 2 человека: Вадим, Вова Время 2005 г.: 18 – 27 июля Сокращения: С, Ю, З, В, СЗ…и т.д. – стороны света. Район […]

Поход по Карелии
Заонежье-Прионежье (ст.Медвежья Гора – Ванчозеро — Турастамозеро – Ладмозеро – Тютельгуба – Колгостров –волок через п-ов Лиж — Чирайгуба – остров Соня – ст.Лижма)
Тип похода Пеше-водный (1 байдарка «Таймень-2», 3 волока)
Состав 2 человека: Вадим, Вова
Время 2005 г.: 18 – 27 июля
Сокращения: С, Ю, З, В, СЗ…и т.д. – стороны света.
Район похода – Карелия, северный берег Онежского озера и внутренние озера полуострова Заонежье. Местность представляет собой малонаселенный край, поросший хвойной тайгой. Береговая линия очень сильно изрезанная, изобилует многочисленными заливами и островами, повсеместно выходы гранитных скальных пород. Рельеф местности пересеченный, продолговатые скальные холмы («сельги») и понижения между ними, а также озера, заливы и острова вытянуты строго с северо-запада на юго-восток. Заонежье – огромный полуостров Онежского озера, омывается с З Уницкой губой, с В – Повенецким заливом.

Имеет небольшие участки сравнительно плотного заселения (один из древнейших районов заселения на Русском Севере) Изобилует многочисленными внутренними озерами. По пути следования – три внутренних озера Заонежского полуострова: овальное Ванчозеро, маленькое Турастамозеро, вытянутое Ладмозеро, два крупных залива Онежского озера: Лижемская губа и Уницкая губа, а также разделяющий их полуостров Лиж. Условия для плавания на байдарке гораздо более комфортны, чем на основной акватории Онеги, ввиду естественной защиты от ветра и волн (или относительно небольшой площади внутренних озер), но все равно необходимо соблюдать предельную осторожность, внимательно следить за погодой, которая в этих краях быстро меняется, и по возможности избегать открытых водных участков. На маршруте имеются три волока, в среднем по 3 км, и один обнос 200 м.

17.07.05. Отъезд из Москвы, поезд № 212 Москва-Мурманск, отправление 01-17. С билетами вообще была напряженка, удалось взять только на этот полуночный поезд, и к тому же места были только в купе. Здесь вопрос не только финансовый: в плацкартном вагоне гораздо проще разместить снарягу, особенно плавсредства. Тем не менее практика показала, что «Таймень-2», уложенная в одну упаковку, нормально помещается на багажную антресоль купе, как раз по длине блокштевней.
Выходя из дома, попали под первые капли надвинувшейся грозы, в электричку влетели почти бегом. Забавно! На Ленинградском вокзале – обилие народа, очень похоже на птичий базар. Насчитали более 10 команд водного турья, фактически в толпе их было гораздо больше. Сезон! Недаром с билетами было тяжело.

18.07.05. Медвежьегорск – Ванчозеро близ Кажмы (стапель) – Ю берег Ванчозера. 56 км на автомобиле, 4,6 км по воде.
Проснулись где-то под Волховстроем. Сразу стало ясно, что погода на Севере стоит просто тропическая.
Где-то, не доезжая 1 час до Медвежьей горы, дорога становится довольно красивой и извилистой, и идет по пересеченному рельефу: вверх-вниз. Стоим у окна, и вдруг слышу: за окном как будто играет электроорган, или что-то похожее. Музыка какая-то авангардная, но впечатляет. И гулко так, с эхом. А кругом тайга! Думал: может радио, сунул голову обратно в вагон – нет, молчит. Голову в окно – опять играет! Что за чертовщина?
Спрашиваю Вову: «Ты слышал?» «Да слышал!» — отвечает. «А что это?» «Не знаю.»
Несколько раз замолкало, и несколько раз начинало играть снова. Мы предположили, что, может быть, это так звучит тормозная система, тем более, что время игры совпадало с тем, когда поезд шел под уклон. А дорога как раз идет по горкам. Может быть, и так. Но впечатляет!
19-00 – прибытие на ст.Медвежья Гора. Поезд стоит по расписанию 30 минут, фактически, как правило, дольше (до часа), так что время на высадку – с большим запасом. Надо сказать, что из турья здесь высадились мы одни. Привокзальная площадь и автостоянка – справа по ходу поезда, если смотреть в сторону Мурманска. Жарко, как в Крыму. На площади – две «Волги» с шашками и без багажников на крыше. Мы стали присматривать что-нибудь вроде «Газели», и зря. Ребята с «волгарей» предложили свои услуги, и, вскоре, совместными усилиями мы поместили байду на разложенное переднее сидение, по длине во весь салон, а с рюкзаками было уже проще: один — на байду, второй — в багажник.
Идеальным вариантом пути было бы: доехать до начала Кефтеньгубы и через протоку подняться против течения в Ванчозеро. Мы решили начать сразу с Ванчозера по трем причинам: 1) позднее прибытие в Медвежьегорс