Коласйоки — Тулемайоки

2 мая – 9 мая 2000 года Состав группыЖуковская двойка 1 — Виноградов Михаил – руководитель («Дуэт» Цветкова) — Лубневский Иван Жуковская двойка 2 — Холодкевич Олег («Дуэт» Цветкова) — Холодкевич Светлана Катамаран двойка — Якубенко Геннадий Якубенко Павел Сергей Ирина Поддувной каяк — Сергей Наталия Дневник похода 02.05.2000 В 2 часа дня встретились на […]

путеводитель по Карелии
2 мая – 9 мая 2000 года
Состав группы

Жуковская двойка 1 — Виноградов Михаил – руководитель
(«Дуэт» Цветкова) — Лубневский Иван
Жуковская двойка 2 — Холодкевич Олег
(«Дуэт» Цветкова) — Холодкевич Светлана
Катамаран двойка — Якубенко Геннадий Якубенко Павел Сергей Ирина
Поддувной каяк — Сергей Наталия
Дневник похода
02.05.2000 В 2 часа дня встретились на Финляндском вокзале.
Как обычно, распили на платформе шампанское с провожающими. Тягур, не пущенный женой в поход, распрощался с нами на вокзале. Светлов даже и до вокзала не дошел. Ожидалось, что эти товарищи составят экипаж третьей Жуковской двойки, но утром стало окончательно ясно, что нам придется срочно переделить раскладку и отправляться без них. Поезд №249 на Костамукшу отчалил в 14:30. Из восьми участников поездом добирались семь. Гена ехал с охоты и должен был встретиться с нами уже на реке. В поезде к нам сразу же пристроился некто Сергей из Лоймолы. По традиции, разбившись на пары, всю дорогу проиграли в дурака с небольшими перерывами на остановки и перекусы.
Сразу за Кузнечным у нас проверили пропуска.
В Сортавале Мишка с Ваней и с Шилом пошли договариваться с машинистом. Хотелось остановить поезд км в 10 после Лоймолы, чтобы не идти до реки пешком по болотам. Вообще, масса снега за окном после Питерской жары в апреле наводила на размышления, стоит ли ехать дальше или поискать более теплых мест для отдыха.
Машинист остался доволен предложенной ему сделкой {хотя наверно можно было обойтись и без шила}, и по прибытии в Лоймолу в 23:50 Ваня побежал в локомотив, чтобы вовремя затормозить. Проводнику пришлось дать 50 руб., чтобы не высаживал нас согласно билетам в Лоймоле и дал выйти на перегоне. Ване при активной помощи машинистов удалось выбрать среди болот отличную ровную поляну на 200 м севернее 379/380 км столба слева от железки{на поляне фундамент от разрушенного дома}. Выгрузка заняла не больше двух минут. Мужчины повыкидывали на насыпь лодки и рюкзаки, после чего поймали нас с Натальей и Иришкой. Установка палаток также не потребовала много времени, и через полчаса все уже спали.

03.05.2000

Олег поднялся около 6 и стал разводить костер. Часам к 7 поднялись уже все. После завтрака собрали лодки и надули кат. В начале одиннадцатого пошли к дороге оставить Гене указатель, где нас искать. Приготовили пластиковую бутылку с запиской. Метрах в 200 от нашей стоянки начинается лесная дорога, которая выводит через болота к проезжей трассе. По пути прошли несколько рядов противотанковых укреплений, наших или финских – не очень понятно, но наиболее вероятно, все-таки Маннергеймовых.
Вышли к дороге. С одной стороны озеро, из которого вытекает Коласйоки, с другой стороны – болото, оставленное ее разливом. (Машинист в поезде сказал Ване, что 4 дня назад здесь еще все было залито водой, а по следам воды на деревьях можно предположить, что вода упала ~70 см.) На мосту привязали бутылку с запиской для Гены и пошли посмотреть братскую могилу.
Могила, судя по всему, финская. Хотя никто из нас карельского языка от финского не отличает, но наши люди не могли построить сидение, сложить очаг, повесить ящичек с книгой посещений, да еще заготовить дрова и щепочки для растопки. {хочется верить что и наши где нибудь так могут}
Когда спускались от могилы к дороге, как раз подъехал Гена. Преодолевать на обратном пути болото с помощью катамаранных весел оказалось несколько легче, чем без них, хотя Гена с Пашкой предпочли перейти вброд.
На погоду пока жаловаться не приходится. Ночью был легкий морозец, но утром было довольно тепло. В обед даже выглянуло солнышко, правда не надолго. Ветрено, так что погода может быстро измениться в любом направлении.
В обед Олег не уследил за костром. Начала гореть трава, что нередко случается в весенних походах. В результате погибли все капроновые мешочки от жориков – остались одни завязочки. Дальше пришлось идти с полиэтиленовыми пакетами. Только Гениным мискам было предоставлено политическое убежище в Натальином тряпочном мешке, которому единственному удалось пережить пожар.
В районе 14:30 поставили лодки под погрузку и стали шнуровать катамаран. Но тут возникли неожиданные проблемы со сборкой каяка. В результате на воду вышли только в 17:00.
Пока грузились на насыпи видела змею. Почти наступила, но зверь агрессии не проявил. Отскочил на метр и с удивлением посмотрел, кто здесь шляется так неост
орожно, не глядя по ноги.
Пока Гена мучился с каяком все успели хорошо замерзнуть, потому как все шмотки были уже в лодках, а самой теплой одеждой оказались спасжилеты. К тому же пришлось некоторое время посидеть в лодке, пока ж/д кран собирал с насыпи в районе погрузки старые рельсы.
Наконец удалось начать движение. Но уже через 200 м после начала маршрута наткнулись на бобровую плотину, шум от которой был слышен еще на месте погрузки. Плотину пришлось обнести. Дальше началось движение, фактически, просто по лесу. Русло, как таковое, просто отсутствует..

Часа через два вышли к озеру. По карте река к этому озеру вообще не подходит, но это возможно только летом. На поиски русла потратили минут 30, пока обошли все озеро и поняли, что там реки все-таки нет. Еще через час гребли по кустам вышли в другое озеро с островом, также обозначенное на карте. Нашли место, откуда должна была начинаться река. Мишка с Ваней остались дожидаться каяка и ката, а мы с Олегом вошли в русло за островом в поисках стоянки.
Кату этот перегон между озерами дался тяжелее всех. Там в русле реки плавучие острова из дерна. Пройти между ними не удается даже на лодке. Со стороны вообще невозможно понять, что там река, а не поле с отдельными лужами. На лодках удалось пройти по кустам по берегам реки, а катамаран пришлось по всем островкам перетаскивать на себе.
Хорошую стоянку нашли на левом берегу реки сразу за выходом из озера на высоком скалистом холме. Развели костер. Остальная группа добралась до нашей стоянки только к 9 часам. Пару раз попытался пойти дождь, но тент его отпугнул. Пошел он по-настоящему только ночью.
За весь день сплава прошли 6 бобровых домиков и несколько «покосов» {места где в метров 50-100 нет ни одного не поваленного бобрами дерева}. Видели бобра живьем в ~15 м перед носом лодки. На «кис-кис» он отозвался, но при приближении к нему предпочел спрятаться в домик.
Вечером поздравили Павлика с недавно прошедшим днем рождения. По этому случаю надули кучу шариков. С гитарой в этом походе просто беда – не строит, всячески отказывается играть. Перед походом хотели купить новую, но не успели. Приходится договариваться с этой.

04.05.2000

Дежурят дети. Подъем им объявлен в 7:00. Но эксперимент с таким дежурством оказался не совсем удачным. Разведение костра и приготовление каши заняли у детей больше двух часов. На помощь им пришла Наталия. Каши в итоге было сварено литров шесть. Пришлось угостить рыбу, хотя Пашка сделал все, чтобы рыбе досталось поменьше.
После завтрака еще около часа заняли сборы и погрузка. На воду вышли в 11:15.Минут через 10-15 начали обнос завала. Река сильно петляет. После второго озера русло стало хорошо заметно. По пути масса завалов, часть из которых можно обойти по окружающим разливам, часть приходится проводить или обносить.{ На самом деле сделали 2 коротких обноса. Первый почти сразу после выхода, по затопленному лесу. А второй метров через 50-70 после первого переката. Количество проводок и обносов сильно зависит от уровня воды. Первый перекат длиной 100-150м заканчивается бревном поперёк реки, при нашей воде удалось через него перепрыгнуть.}
Примерно через 3 км началась серия несложных перекатов с поворотами. В одном из них на гряде камней застряли мы с Олегом, но удалось высадиться и столкнуть лодку. На следующей гряде завис каяк, но Наталье тоже удалось сняться без посторонней помощи и даже без выхода.
В 12:45 прошли под деревянным автомобильным мостом. Перед мостом небольшой слив. Высота моста требует пригнуться к деке. Кату пришлось стряхнуть Иришку на раму. Сразу за мостом завал, который лодкам удалось обойти по заводям, а катамаран перетащили верхом. Дальше течение уже не пропадает. Русло выраженное, извилистое.
В 14:15 двумя лодками вышли в озеро. На озере сильный, к счастью попутный, ветер. Русло нашли быстро, но поскольку оно оказалось за островом, долго (~ 30 мин.) ждали, когда нас нагонят Наталия и кат.
Метров через 200 после выхода из озера начался широкий плес. За ним короткая (~50 м) шивера и порог Мельничный.

Остановились на правом берегу перед шиверой. Посмотрели порог. Слив мощный без камней и бревен. На выходе поджимает к левому берегу, где можно повстречаться бортом с камнем. Проходить можно по центру струи или ближе к правому берегу. Прошли без проблем. Сразу за порогом на левом берегу встали на обед.
В 16:30 вышли на воду. В 16:45 прошли подряд 2-й и 3-й пороги. Не просматривали и не задерживались. 2-й порог представляет собой короткий чистый слив. 3-й порог начинается через 100 м после 2-го шиверой
. На сливе красивая бочка через всю реку. К сожалению, заснять не удалось. Сразу за порогами небольшой перекат и за ним плесы.
В 17:10 прошли еще один небольшой порог (можно назвать 3,5). Дальше идут плесы с несколькими простыми перекатами по 50-100 м. По берегам продолжаются разливы, хотя берег стал повыше.
В 18:30 прошли 4-й порог. Порог расположен на выходе из небольшого озера (или разлива) и хорошо виден с воды. По описанию Горн за ним через 2 км. Но еще около часа мы шли по плесам.{ В качестве описания имеется ввиду последний по дате из трёх имеющихся в Санкт-Петербургском турклубе отчётов по этому маршруту. Нумерация порогов на Колосйоки также по этому отчёту. }

Горн прошли в 19:30, предварительно просмотрев с правого берега. Кат дошел до середины порога и встал на страховку. Пока шли лодки, с ката удрала Иришка. Кат дошел порог без нее, но оказалось что до конца порога дойти пешком нельзя из-за второй протоки. Пришлось возвращаться за ребеночком.
Сразу за порогом стали искать стоянку. Выбрать можно было из несколько скалистых холмов посреди болот. Стоянки все не очень удобные, но сносные.
После ужина Мишка пошел посмотреть, как начинается 1-й каньон. 5-й порог опасности не представлял {Он был за ближайшим поворотом.}. До каньона решили идти без остановок.{ Километра 2-2.5 до заходной шиверы}

05.05.2000

Дежурят Мишка с Ваней. В 10:55 вышли на воду. В 11:10 уже прошли 5-й порог. За ним короткий несложный перекат ~100 м и снова плесы.{ На перекате с обоих берегов скальные выходы, на левом берегу сосновый лес. После переката на реке два острова с взрослым сосновм лесом. Это место хороший ориентир – после плеса 800-1000м, за левым поворотом начинается заходная шивера Водопадного каньона. }
В 11:30 подошли к порогу {заходной шивере}. На левом повороте перед порогом какой-то добрый человек вывесил белую майку, а через 100 м по левому берегу висит какой-то железнодорожный знак. Зачалились перед порогом с правого берега. Порог представляет собой очень мощный слив высотой около 1м и шиверу с массой обливников в русле ~300 м. Сразу за шиверой две суводи с левого и правого берегов и остров, далее через 50м вход в 1-й каньон. Перед каньоном зачалились на правом берегу за островом. В описании порог обозначен как входная шивера каньона, но на деле он представляет большую опасность, чем все предыдущие пороги. { Порог желательно просмотреть и организовать нижнею страховку.}

У входа в каньон были в 12:00. Начали просмотр по правому берегу. Тропа обноса не просто плохая, ее нет совсем. Приходится лезть по бурелому камням и мелкому ельнику. Кроме того, местами на склонах лежит снег, по которому резиновые кеды летят со свистом. { Хорошая тропа обноса всего каньона проходит по левому берегу, но спускаться на воду после основных сливов там сложнее. }
Каньон начинается короткой ~50 м шиверкой, за которой водопад ~4 м. Еще через 70 м второй водопад ~3 м. За ними гряда камней, пройти которую на лодке с правого берега не представляется возможным, поскольку проход есть только под левым берегом,{ при нашем уровне воды } а успеть траверснуть туда на груженой лодке вряд ли удастся. Решили спускать лодки за этой грядой { по ручью с правого берега }. Отнесли вещи к месту спуска.
Катамаран, посмотрев на все это, решил попытаться пройти водопады, хотя этот спуск Гена оценил как «6». Олег на лодке ушел на левый берег с «морковкой», при помощи которой сразу за первым сливом через реку перекинули основную веревку, чтобы при неудачном прохождении водопада ловить кат. Мишка со второй «морковкой» встал ниже второго падуна. Ваня для съемок камерой встал между падунами Рядом со мной Наталия приготовилась снимать на фото прохождение 1-го падуна. Все это заняло часа два времени. К 15:00 прохождение было удачно завершено, если не считать потерянного Павликом во втором сливе весла, которое Гене удалось отыскать в пене под падуном { в улове под скалой у левого берега }. Катамаран зачалили под скалой между вторым падуном и каменистой грядой. Поднесли к месту погрузки оставшиеся вещи и лодки и встали на обед.
Мишка на «входной шивере» зацепил острый камень и продрался вдоль всей лодки, причем не по набору. Оказалось ~70 см сквозного разреза. Олег тоже сделал надрез ~7 см. Так что лодкам потребовалось хирургическое вмешательство. Мне также пришлось подклеить гидрашку, пробитую где-то в буреломе. С погодой нам повезло, и во время прохождения падунов и поклейки лодок светило солнце.

К 17:00 по очень крутому склону, передавая по цепочке, спустили лодки на воду.
Примерно 400 м каньона просматривает