Искусство танца в Карелии

Традиционная танцевальная культура карелов имеет этнолокальный характер. Принято выделять танцы северных, средних, южных, приладожских карелов. Сведений о танцевальной традиции тверских карел нет. В финляндской литературе не выделяются специально танцы финляндских карелов, их танцы публикуются как финские.Для хореографической культуры карелов характерны шаговые и беговые движения, пляска «прямой ногой»; наиболее распространенная модель движения в танце – круг […]

Искусство танца в Карелии

Традиционная танцевальная культура карелов имеет этнолокальный характер. Принято выделять танцы северных, средних, южных, приладожских карелов. Сведений о танцевальной традиции тверских карел нет. В финляндской литературе не выделяются специально танцы финляндских карелов, их танцы публикуются как финские.

Для хореографической культуры карелов характерны шаговые и беговые движения, пляска «прямой ногой»; наиболее распространенная модель движения в танце – круг (для северных карелов – круг и «восьмерка»).

Традиционная танцевальная культура имеет три стилевых пласта. Первый, архаичный пласт связан с сольной импровизационного характера пляской. Мужская пляска имеет активный, наступательный характер. В лексике много разнообразной по ритмике дроби ногами, характерны пляски «вприсядку» с выбрасыванием поочередно правой и левой ноги, движений «шагом», «бегом» как с прямым, так и с полусогнутым корпусом танцора. Аналогичное положение корпуса наблюдается и при пляске вприсядку. Руки плящущего могут быть полностью опущены вниз. В особо активные моменты пляски исполнители раскрывают руки в стороны и невысоко вверх. Распространены хлопки руками, удары руками по корпусу, иногда бедрам исполнителя. Наиболее популярны пляски «Трепачок», «Чижик»
(«Получижик»), «Русского», «Цыганочка».

Женская пляска менее активна в сравнении с мужской. В лексике плясок большое значение имеют разнохарактерные дроби «прямой» ногой, повороты корпуса в стороны. кружение. В редких случаях встречается женская пляска вприсядку (В.Мальми). Руки карельских плясуний, в отличие например от русских, поднимаются невысоко, ладони рук всегда полузакрыты. Специфически женской пляской является пляска девушек среди сложенных крестом лучинок – «Ristiparra» («Ристипярря»).

Исполняются пляски в наши дни под пение частушек, игру на баяне или гармонике, балалайке. В первой половине ХХ века в Южной и Приладожской Карелии плясали под игру на кантеле , а в Северной Карелии – под игру на скрипке.
Пляска в качестве фигуры или эпизода входит в танцы второго и третьего слоев культуры.

Второй стилевой хореографический пласт составляют танцы-игры, танцы-шествия, танцы-приглашения, круговые танцы (пиирилейкки), исполняемые на беседах и танцевальных вечерах молодежи. Эти танцы групповыве с возможным включением сольных плясок в танцы-игры, в танцы-приглашения.

В этом пласте культуры карелов есть соответствия с культурой русских, европейской танцевальной культурой, сложившихся на основе различных форм хороводов, например. англеза. Танцы-игры и приглашения исполнялись карельской молодежью под пение или игру на каком-либо музыкальном инструменте; танцы-приглашения могли вообще исполнятся без какого-либо музыкального сопровождения.
среди танцев-шествий этническим своеобразием выделяется круг – наборный девичий танец (форм крууг достаточно много у карелов), направление движения в котором определяла возглавляющая колонну «по одному» девушка. Танец исполнялся под протяжную песню или песню-романс на русском языке. Координация музыкального ритма и ритма хореографии свободная.

В молодежной традиции северных карел распространение получили финские круговые многофигурные танцы-хороводы «Piiribikki» («пиирилейкки»), исполняемые под пение песен аналогично названия.
Повсеместно в карельских деревнях получил распространение шведский многофигурный танец «Sotka» («Мы ткем»), где движения танцоров имитируют формы движения утка и основы в ткачестве. Исполняются под пение или инструментальное сопровождение.

Третий стилевой пласт карельской народной хореографии связан с модификациями проникающих в ХIХ веке в Карелию французской и английской кадрилей. Танцы этого пласта парные, рассчитаны на 2, 4, 6, 8, пар, многофигурные ил многочастные. В южной и средней Карелии получили распространение обе версии северных кадрилей – шести и семифигурная, со сквозным музыкальным сопровождением или с сопровождением каждой фигуры своей или наигрышем. Для карельской традиции характерная тенденция к увеличению количества фигур и частей в танце.
В карельских танцах этого направления часто встречаются сольные и парные пляски.

Танцы имели массовый характер; по свидетельству очевидцев, в танце могли приничать участие до 40 пар, каждая из которых должна была исполнить сольную пляску.

В Приладожской Карел
ии получили распространение танцы: касарейка, ристикондра, маанитус, мелкутус, нюкютюс, риватту; олонецких и пряжениских карелов: кадриль, лансс, ристикондра, сиипутус, шинка; у северных карелов: кадриль, шестерка, хуматус, суури-шинка, шулилуйкаа.

В ХХ веку широкое распространение получили парные танцы падеспань, краковяк, тустеп, фокстрот, вальс и т.д., сопровождаемые игрой на баяне.

Источник текста
Источник фото
Место на карте