Отчет о велосипедном походе II к.с. по Южной Карелии

Маршрут:ст.Питкяранта — пос.Койриноя — р.Сюскюяйоки — вдп. Юканкоски на р.Кулисмайоки — пос.Импилахти — р.Пукемонйоки — пос.Ляскеля — пос.Алатту — пос.Суйстамо — оз.Толвоярви — пос.Вегарус — оз. — пос.Салмиярви (нежил.) — пос.Настейнъярви — пос.Турханваара — пос.Суоярви — пос.Лоймола — р.Уксунйоки — пос.Леппясюрья — р.Янисъйоки — пос.Харлу — г.Сортавалапротяженность — 570 кмПродолжительность — 6 днейСостав группы — […]

по Южной Карелии

Маршрут:
протяженность — 570 км
Продолжительность — 6 дней
Состав группы — Бекетов К. Корешонков П.
27.05
До Питкяранты от СПб добирались поездом с Московского вокзала. Поезд приходит в Питкяранту в 11-30 утра. Заехали в магазин, докупили продукты, выехали из города по асфальтированной трассе на Сортавалу. Через 9 км слева от шоссе, сразу за автобусной остановкой, отворачивает лесная дорога, по которой 200 м до вдп на р.Койриноя (фото 1). Водопад находится ниже моста на лесной дороге, прямо к нему можно подъехать на велосипеде. Высота вдп — метра 4. При необходимости неподалеку можно заночевать в сосновом лесу, на правом берегу реки.

Дальше едем до развилки за пос.Койриноя: прямо уходит Сортавальское шоссе, направо — дорога на Суоярви. Поворачиваем направо. Через несколько км (асфальт) еще одна развилка, слева монумент «Крест Скорби» (фото 2). Правая п/х дорога уходит на Петрозаводск, а левая — на Суоярви (грунтовка). По этой дороге через 4 км подъезжаем к дачному пос. на берегу р.Сюскюяйоки, выше порога. От Питкяранты 22 км.

Оставив велосипеды в лесу на берегу реки ниже садоводства, совершили пешую экскурсию на пороги. В 1 км ниже садоводства находится порог с выходами скал и высоким сливом (фото 3, фото 4), выше и ниже по течению — сплошные шиверы.

Вернувшись к велосипедам, продолжили путь в направлении Суоярви, через 2 км поворот налево — лесная дорога, эту развилку местные жители называют «10-й километр». Дорога хорошего качества через 1 км пересекает реку Сюскюяйоки, проходит мимо отдельного дома и затем через залесенные холмы приводит к мосту через р.Кулисмайоки. Перед началом длинного очень приятного спуска к мосту, справа по ходу, братская могила и в лесу за ней — высокая скала.

После моста через Кулисмайоки дорога поднимается на поле. Здесь свернули вправо к вдп Юканкоски. Дорога к водопаду пересекает поле, затем около 2 км лесом. Встречаются лужи, грязь. Перед вдп старое поле, развилка — надо свернуть направо. В этом месте уже хорошо слышен шум водопада.

Водопад Юканкоски расположен на р.Кулисмайоки, имеет высоту около 12 метров (фото 5). Река делится на 2 протоки большим островом; основная протока правая, к которой и приводит дорога и тропа. Левая протока менее водная, но зато водопад падает там более отвесно (фото 6). Прямо над верхним бьефом водопада раньше был мост; старая финская дорога, сильно заросшая, прослеживается на острове и поныне.

От водопада вернулись к полю, и продолжили путь в направлении пос.Леппясилта, где вышли на шоссе Сортавала-Питкяранта. На шоссе асфальтовое покрытие.

По шоссе доехали до отворота к мосту через р.Хихнийоки, переехали реку и сразу после моста свернули вправо на слабую лесную дорогу. Эта дорога ведет к каскаду водопадов на р.Пукемонйоки. От моста через Хихнийоки около 1 км по лесной дороге, а затем по тропе по полю, попадаются заболоченные участки. В конце поля тропа кончается, надо пройти еще 200 м через лес на шум падающей воды. В этом месте Пукемонйоки прорывает скалистую гряду, образуя целый каскад и некоторое подобие каньона (фото 7, фото 8, фото 9). Перепад высот в каскаде — около 30 метров. Для того, чтобы заночевать возле воды, пришлось переправиться на противоположный берег с вещами. Велосипеды оставили недоходя реки. На левом (ор.) берегу удалось найти ровную площадку. Над лагерем возвышаются высокие скалы, с вершины которых можно увидеть Ладогу.

всего за день пройдено 55 км (+ радиальные пешие выходы)

28.05
От места ночевки на Пукемонйоки вернулись на шоссе Сортавала-Питкяранта. Шоссе пересекает несколько высоких гряд, следуют затяжные подъемы и спуски (фото 10). По асфальту доехали до пос.Ляскеля, где полюбовались водосбросом на реке Янисъйоки (впрочем, вода была малая, фото 11) и посетили магазин.

Дальнейший путь — по грунтовой дороге в направлении пос.Алатту, на север. Примерно на середине пути до Алатту возле дороги сохранился довоенный финский указатель (фото 12). В Алатту короткий участок асфальтового покрытия, затем после ж/д переезда — снова грунтовка. На участке от Алатту до Суйстамо рельеф метн