Успенская церковь в Кондопоге

Успенская церковь построена в 1774 г. и является одним из лучших образцов деревянного зодчества.Службы проводятся редко, обычно работает как музей. Ей нет ей равных среди шатровых церквей.Удивительная и единственная в своем роде, она вместе с тем — типичный образец деревянных храмов местного прионежского типа, которым присущи две весьма характерные особенности — расширение центрального столпа кверху […]

Успенская церковь в Кондопоге

Успенская церковь построена в 1774 г. и является одним из лучших образцов деревянного зодчества.Службы проводятся редко, обычно работает как музей.
Ей нет ей равных среди шатровых церквей.

 Успенская церковь в Кондопоге

Удивительная и единственная в своем
роде, она вместе с тем — типичный образец деревянных храмов местного
прионежского типа, которым присущи две весьма характерные особенности —
расширение центрального столпа кверху и фронтонный пояс на восьмерике.

 Успенская церковь в Кондопоге


Благодаря этому расширению погашается при взгляде снизу перспективное
сужение восьмерика, башня-шатер как бы увеличивается в размерах. Потому-то
и кажется Кондопожская церковь, когда подойдешь к ней, такой
величественной, потому так мощно взлетает она над головой, такой веет от
нее строгой силой и державной сановитостью, сосредоточившей в себе гордую
непреклонность и свободолюбие северян.
Не следует забывать, что, когда строилась Кондопожская церковь (1774 г.),
северное народное зодчество уже стало подвергаться заметному влиянию
господствующей архитектуры — барокко и классицизму. Не следует забывать,
что село Кондопога являлось местом, где влияние архитектуры «Северной
Пальмиры» было особенно сильным. Ведь именно в Кондопоге грузили на суда
гранит, мрамор, готовые архитектурные детали, идущие на строительство
Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов и других
сооружений. И именно прионежские мастера и плотники, работавшие в
Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого
края новые мотивы декоративной обработки церквей и крестьянских изб —
барочные иконостасы и фигурные наличники на окнах, трехарочные завершения
балконов у светелок с витыми колонками и точеными башенками и весь пышный
резной декор, столь характерный для деревянного зодчества Прионежья XIX
века.
Однако, несмотря на то, что Кондопожская церковь создавалась в
сравнительно позднее время и в атмосфере новых влияний, сами эти влияния
совершенно не коснулись ее архитектуры. Более того, строители как бы
сознательно игнорировали все новые течения, идущие от господствующей
культуры, и подчеркнуто противопоставляли им древние традиции народного
зодчества. Она представляет собой воплощение этих традиций, взятых в их
классически чистом и кристально-рафинированном виде.
Это — лучший деревянный храм России, своеобразный символ и творческое
кредо архитектурно-строительной культуры русского народа.
Архитектура Успенской церкви в Кондопоге — результат многовекового пути
развития того ведущего образа русского деревянного зодчества, у истоков
которого стоит древняя сторожевая шатровая башня.
Берега Онежского озера хранят еще немало сокровищ русской культуры.
Велика их притягательная сила.

источник текста:


источник фото :
,