В Рабочеостровске снимали фильм «Остров»

Знаменитый фильм «Остров» снимался в северной Карелии, на окраине поселка Рабочеостровск. Напротив того самого порта, откуда каждое лето на Соловки отправляются десятки тысяч туристов, стояли на полуострове несколько старых бараков (на месте старого подворья Соловецкого монастыря). Для съемок фильма этот комплекс был перестроен как декорации.По странному стечению обстоятельств было выбрано практически то самое место, где […]

Знаменитый фильм «Остров» снимался в северной Карелии, на окраине поселка Рабочеостровск. Напротив того самого порта, откуда каждое лето на Соловки отправляются десятки тысяч туристов, стояли на полуострове несколько старых бараков (на месте старого подворья Соловецкого монастыря). Для съемок фильма этот комплекс был перестроен как декорации.

По странному стечению обстоятельств было выбрано практически то самое место, где в 20-х и 30-х годах прошлого века стоял пересыльный лагерь, в котором группы заключенных грузили на баржи и отправляли в Соловецкие лагеря. До сих пор там можно увидеть остатки сооружений того времени, местами совсем скрытые растительностью…

 Рабочеостровск

Этот пейзаж стал символом фильма.

 Рабочеостровск

Остатки старой пристани.

 Рабочеостровск

Бутафорская печь котельной, которую топил главный герой фильма. При внимательном рассмотрении оказывается, что все эти трубы просто приварены к конусам в нескольких точках.

О фильме «ОСТРОВ».

Талантливая, наполненная жизненной силой и правдой игра всех актёров воссоздаёт подлинно человеческую достоверность. Тонкая операторская работа Андрея Жегалова (царствие небесное!), гармонизовала человеческую и духовную полифонию с холодной и нежно-снежной природой острова.

Весь состав создателей фильма замечательный, но центр всего — Пётр Мамонов, актёр и личность. Молитва “Да воскреснет Бог” звучит настолько искренне и органично, что хочется иметь этот клип как говорящую икону.

Необычный человек – необычный монах – юродивый, скоморох, истово кающийся грешник, ясновидящий, «проказник», постоянно нарушающий правила и каноны, – таков о. Анатолий, доподлинно представленный Мамоновым.

Это фильм-притча не только о грехе и покаянии, но об испытании любви — даже материнской и духовного служения. Суровым, отнюдь не елейным путём оказывает помощь монах-проказник. Выпадая из протокола внешних атрибутов, он горит ярким внутренним светом. Отец-настоятель Филарет чувствует необычность личности и подвига Старца Анатолия. Он хочет пожить с ним, чтобы лучше понять его, и из своих удобных покоев направляется в его угольную келью. Он не представлял себе, что Старец спит на куче угля. Однако узнав это, смиряется и остаётся в келье юродивого.

Но юродивому этого мало. Он отваживается дать урок большего смирения своему настоятелю: бросает в огонь удобные сапоги и топит мягкое одеяло о. Филарета. Невольно вспоминается “Отец Сергий” Л. Толстого, который, уличив себя в излишних удобствах и искушениях, сам себе отрубает палец. Роль усмирения берёт на себя о. Анатолий. И милый, “обычный” о. Филарет понимает, что сотворил с ним Старец, поскольку оба знают, что “В людях духовных нет серьезных поводов для соблазнов, и тогда диавол в качестве поводов использует мелочи.” (Старец Паисий Святогорец)

В фильме есть также тема сознательного ухода из жизни. Смерть о. Анатолия происходит тоже не по церковному протоколу, хотя у служителей церкви это отступление не вызвало нареканий: их отклик не по букве, а по духу.

Тихон, якобы убитый Анатолием, чудом уцелел и даже дослужился до адмирала. Оба спасены чудом: а “чудо есть чудо, и чудо – есть Бог”, значит тут действуют другие законы. Старец узнаёт, что давно прощён человеком. Он решает, что отвечать ему осталось теперь только перед Богом, и чувствует, что готов. Он сам себя омыл и надел свою смертную робу, дабы не утруждать этим других.

В философско-духовных писаниях упоминается, что человек знает о своей кончине по прямому уговору со Всевышним. Такой контакт и есть проявление высшего уровня сознания, которого могут достичь лишь «избранные» из «званых» («много званых, но мало избранных», Матф. 20:16).

Спасибо всем создателям фильма! Петру Мамонову — особое спасибо.

Л. Маркова

Источник фото и текста: