Деревня Пояконда

Вид на южное побережье острова Высокий и Ругозерской губы. Это Северо-западная часть Белого моря. Северная Карелия.Cтанция «Пояконда» это как бы дверь в белое море.Бесспорно на белом море есть места гораздо красивее ее окрестностей. но удобство расположения делают Пояконду незаменимой для желающих увидеть Белое море во всей красе. И еще очень важно то. что местные жители […]

 Пояконда

Вид на южное побережье острова Высокий и Ругозерской губы. Это Северо-западная часть Белого моря. Северная Карелия.

 Пояконда

Cтанция «Пояконда» это как бы дверь в белое море.
Бесспорно на белом море есть места гораздо красивее ее окрестностей. но удобство расположения делают Пояконду незаменимой для желающих увидеть Белое море во всей красе. И еще очень важно то. что местные жители терпимо и даже благожелательно относятся к туристам. Для них все кто приезжает на станцию с рюкзаком — москвичи. Но так как они с давних пор привыкли к научным сотрудникам и студентам МГУ (благодаря ББС) то понятие москвич у них. пожалуй у единственных немосквичей вызывает положительную реакцию.

Загадки карельской топонимики.

Вот что нашёл: в книге «Загадки карельской топонимики» Г. Керт и Н. Мамонтовой выделяются две основы: «конд» и «пога», для каждой из которых есть свои топонимические соответствия. «Конда» — это мощная смолистая сосна без сучков; «кондовый» — старинный, прочный, основательный; «конда» — песчаный возвышенный берег. Карельский «kondii», вепсский «kondi», финский «kontio» означают «медведь». А карельское слово «kontu», финское «kontu», вепсское «kond» — «крестьянский двор». Саамское слово «kondokk» означает «земля для оленей, ловля оленей». Слово «пога», ассоциируемое с карельским «pond», вепсским «pokd» и финским «pohja», — значит «основание», «дно», «крайняя часть залива». В основе названия «Кондопога» могут лежать некоторые из этих понятий.
По мнению краеведа Н.П. Кутькова, исторически сложившаяся граница между погостами Шуйским и Кижским отсекала северную (главную) часть Кондопоги от протяженной южной части. В этом феномене также может усматриваться ключ к расшифровке. Балтийско — финское «kond», означающее «крестьянский двор, хозяйство», в соединении с «pohja» — «дальний угол», на русской почве превратившимся в «погу», дало название «Кондопога», переводимое как «конда в дальнем углу».

Описание маршрута «Губа Ругозерская».

Подъезд Станция Пояконда стоит на берегу Ругозерской губы Белого моря. Скорые поезда на ст. Пояконда не останавливаются. В этом году из московских поездов там останавливается только 182-й (раньше были еще 344-й и 374-й). Билеты на 182-й лучше брать заранее. Можно также уехать скорым поездом до Лоухов или Кандалакши и оттуда в Пояконду — на электричке (ходит 2 раза в день, расписание в Пояконде выяснить не удалось за его отсутствием на станции, так что стоит заранее узнать стыкуемость электричек со скорыми поездами). 182-й поезд прибывает в Пояконду в 3 часа ночи. В качестве ориентира, чтобы не проспать, можно использовать станцию Кереть, где выгружается огромное количество туристов, идущих на реку Кереть. Или большую станцию Лоухи (стоянка более 20 минут) в получасе до Керети. После Керети с интервалом примерно в полчаса — Чупа, Полярный Круг, Пояконда. От собственно станции до пристани, у которой можно собирать суда — несколько сот метров. Можно пойти по деревне, можно вдоль ж/д путей на север и по ответвляющейся за эл.подстанцией вправо ржавой ветке, которая упирается как раз в пристань. При сборке байдарки для моря надо старательно и обильно смазывать все соединения. Какой-нибудь густой нейтральной смазкой — мы пользуемся обычным аптечным вазелином. Иначе они потом «закиснут» и разобрать ее будет затруднительно.
В Пояконде стоит сразу запастись пресной водой — хотя по берегам Ругозерской много ручьев, отмеченных на карте, но мало ли что. Да и крюки к тем ручьям по километру-другому делать не всегда хочется.  Описание маршрута Губа Ругозерская, протяженностью около 18 км, имеет ширину 1-3 км, большое количество островов. Многие наскоро собираются в Пояконде и отплывают на острова для достройки судов (там как-то приятнее), мы, например, ставили на острове парусное воружение. Ну и поспали — поезд-то ночью пришел. Следует учесть, что ближние к Пояконде острова сильно осыхают в отлив, образуется литораль (приливно-отливная полоса) шириной в сотню метров, да еще и илистая, в ней ноги вязнут, так что подойдя к острову в прилив, можно остаться там надолго (период от максимума до максимума примерно 12.5 часов). Лучше всего пройти до излюбленного туристами острова Высокий (действительно очень красивого) или соседних с ним островов (~5 км.). А там уже подгонять снаряжение, отсыпаться и проч.
В 10 км от Пояконды слева начинается остров Великий. На Великий лучше не высаживаться, и в Бабье мо