Водопады Северного Приладожья. Путевой дневник

Наша поездка заняла 5 дней и посвящена была не только водопадам. Путевой дневник с фотографиями будем выкладывать медленно и печально, а пока вот 11 водопадов и порогов, снятых с характерных точек, чтобы каждый, побывавший там, их узнал. Дело в том, что с названиями в разных источниках полная чехарда, особенно это касается местных жителей. Поэтому мы […]

Водопады Северного Приладожья

Наша поездка заняла 5 дней и посвящена была не только водопадам. Путевой дневник с фотографиями будем выкладывать медленно и печально, а пока вот 11 водопадов и порогов, снятых с характерных точек, чтобы каждый, побывавший там, их узнал. Дело в том, что с названиями в разных источниках полная чехарда, особенно это касается местных жителей. Поэтому мы пользуемся только историческими названиями, взятыми с финских карт 1930-х годов. Если мы не смогли найти имя самого водопада, то привели название ближайшего (существующего или бывшего) населённого пункта. Кто может подсказать ещё подобные объекты, пишите! Надеюсь, мы не последний раз в Приладожье.
Историческое название населённого пункта – Яккима – появилось в начале XVII века. По преданию, здесь стоял лагерь шведского войска во главе с Якобом Делагарди. Связано ли это название с финнизированным именем военачальника – Яакко – или нет, но уже в 1630 году Яккима становится центром волости. Неприметная же деревушка Лахденпохья стала быстро расти лишь в XX веке после строительства фанерного комбината. В 1924 году Лахденпохья выделилась из Яккимской волости, а в 1945 получила статус города. Сейчас название Яккима сохранилось лишь за железнодорожной станцией и за построенной в 1850 году кирпичной киркко.

Киркко после пожара 1977 года стоит без крыши, лишь в 1990-х годах её стены закрыли сверху железными листами.
На той же горе, чуть ниже по склону, стоит православная Ильинская церковь – новодел рубежа XX-XXI веков.

И в честь этого храма, в честь св. Ильи днём города Лахденпохья сделали Ильин день! По сравнению с введением в школах Закона Божьего это, конечно, пустяк, однако показательно: опиум для народа в победном марше.
Жители города, однако, не слишком набожны. Нам повезло как раз 2-го августа посетить этот славный город. У храма столпотворения не наблюдалось, зато народ валом валил на берег Ладоги, где на открытой сцене выступала Татьяна Буланова.

Киркко в Лумиваара. Построена в 1935 году. Несмотря на полное отсутствие охраны, почти не пострадала ни от вандалов, ни от богоборцев-коммунистов.

Разве что любители расписаться на стенах напакостили малость, да крест в советские времена сдёрнули с колокольни трактором. Рассказывают, что тракторист потом то ли спился, то ли покончил с собой, а крест бережно внесли внутрь, где он и стоит до сих пор.

Надпись над дверью: «Я есть путь, истина и жизнь».
Один из столбиков, держащих пол, каким-то образом поднялся почти на полметра и, переломив половую балку, вздыбил пол.
Колокол стальной (это спасло его от охотников за цветным металлом), отлит на заводе Локомо в Тампере в 1934 году специально для общины Лумиваара.
Попробовал ударить в колокол. Вроде бы несильно язык раскачал, только слегка коснулся стенки, но результат превзошёл все ожидания: это было как удар по голове, на какое-то время даже глаза расфокусировались. Вздрогнули и те, что внизу стояли. Теперь понятно, почему профессиональная болезнь звонарей – глухота.
И долго стоял гул над местностью: я успел спуститься с колокольни, а колокол ещё звучал.
В Лумивааре дом с традиционными карельскими полотенцами (с поперечиной). Кусочек крыши с таким полотенцем – символ.

Источник фото и текста