Сяпчозеро и его окрестности. Описание местности и дорог

Сяпчозеро находится севернее довольно известного и потому часто посещаемого Сямозеро.Озеро имеет 2 подъезда: один с севера, и один с юга. Дороги, ведущие к подъездам, бывшие узкоколейки, по которым вывозился лес, были разобраны еще до 80го года. Лес на восточном берегу. Местность в данном районе имеет большое количество сухих болот, по которым и были проложены насыпи. […]

Сяпчозеро находится севернее довольно известного и потому часто посещаемого Сямозеро.

 закат на озере

Озеро имеет 2 подъезда: один с севера, и один с юга. Дороги, ведущие к подъездам, бывшие узкоколейки, по которым вывозился лес, были разобраны еще до 80го года. Лес на восточном берегу. Местность в данном районе имеет большое количество сухих болот, по которым и были проложены насыпи. В наше время большинство дорог заросло частым и мелким лесом, поездка же по действующим дорогам местами довольно комфортна. Утомляют лишь кусты, совершенно непрозрачные, порой смыкающиеся над головой и образующие зеленый туннель. Доставляют неприятности вылезшие из земли камни и небольшие разрушенные мостки.

мостик через проток

Некоторые мостки выглядят не очень надежно, но поддерживаются в рабочем состоянии всегда, и пригодны для проездов. Гораздо хуже — совершенно разрушенные. Как правило, это овраг с бурым ручьем, в воде которого спрятаны пеньки свай. Они невысоки, но при проезде с ходу выдержат любой удар и могут нанести серьезные повреждения авто.
Самой простой дорогой является путь от п. Эссойла по восточному берегу Сямозера. Не доезжая Кудамы есть поворот направо, повернув в который, далее надо всегда держаться на север. Никогда нельзя забывать сбрасывать счетчик спидометра для замера расстояний между довольно заметными вехами по ходу движения. Это обычно отвороты дороги, или ручьи и мосты. Интересно, что дороги, бывшие раньше железными, имеют плавно отходящие в сторону ответвления и очень плавные повороты, чем сразу выделяются среди других дорог, и, конечно, не имеют резких перепадов высот.
При движении к Сяпчозеру от Кудамы будет довольно заметный перекресток. Справа дорога к д. Вохтозеро. От Вохтозера до Мурманской трассы недалеко, но от Вохтозера до данного перекрестка дорога довольно сложна, и практически никем не используется. Поворот налево приведет к разрушенному мосту ур. Онгамукса.
Следующий мост через реку Судак у озера Палват тоже разрушен. Также разрушен и мост через реку Шуя вблизи озера Кангозеро. Все эти мосты принадлежат одной дороге, которая во всех атласах соединяет Суоярви и Спасскую губу. Данной дороги нет, как нет давно уже сгнивших мостов и местами нет никаких проездов по лесу. К озеру Палват можно подъехать от Хаутаваары через ур. Мулдусельга и далее через озеро Кивач. Непосредственно от озера Кивач спускается дорога к западному берегу Сямозера и имеет свертку на Кудаму.
Следующий поворот направо в сторону оз. Валгиелампи, носящего свое название недаром: вода в озере совершенно прозрачна и имеет белый оттенок. Рыбы в этом озере нет. Рыба есть в соседних озерах. Для этого желающие порыбачить могут разместиться на шикарной поляне на берегу Валгиелампи и, переплыв его на лодках, перетащить их в соседние озера отделенные очень небольшими перемычками. Движение далее мимо белого озера может привести только к Сяпчозеру. На самом маленьком острове. Движение возможно только на полноприводном авто, так как дорога на протяжении 3 км каждые 100 метров будет подниматься в горки и спускаться в глинистые ямы, в воде которых скрывается огромное количество камней. Но и увидев озеро, вряд ли можно расслабиться. Стоянки, как таковой, нет. Под высокими березами довольно темно и сыро, а проехать на место бывшей деревни невозможно, так как колея глубиной более метра заполнена водой. Весь мыс, на котором стояла деревня, представляет собой поле, заросшее травой и иван-чаем, а также растущими по берегу березами и кустами. Местность так сильно напоминает подмосковную, что неверится, будто только что проезжал совсем другие ландшафты. Берега Куландеги.
Колея вьется через все поле до старого кузова от автобуса, постепенно превращенного в подобие убогой избушки. На срезах колеи видно, что почва состоит из торфа и глины, поэтому проехать практически невозможно. На самом выезде из леса, среди деревьев остался один полуразрушенный дом, не представляющий никакого интереса. Если вы все же доберетесь сюда и вам не понравится — возвращайтесь до Валгиелампи и поворачивайте на север. Недалеко от этого поворота находится самое неприятное место во всей дороге. Черная лужа диаметром около 7 метров когда-то была перекрыта мостом, но видно из-за того, что он был достаточно низок — сгнил очень быстро. (Напомню, что лес вокруг не толще черенка от