Метелиляйнены и лопари

Обычно ладожские фиорды связывают с именем народа карелов, которые заселили их в 9-14 вв. Однако карелы не были их первыми обитателями. Археологи находят следы пребывания людей, которые жили здесь 5-7 тысяч лет назад. Какие они были? Мы не знаем. Но прекрасные образцы керамики и каменных орудий несут на себе следы культуры этих людей. Карелы начали […]

путеводитель по Карелии

Обычно ладожские фиорды связывают с именем народа карелов, которые заселили их в 9-14 вв. Однако карелы не были их первыми обитателями. Археологи находят следы пребывания людей, которые жили здесь 5-7 тысяч лет назад. Какие они были? Мы не знаем. Но прекрасные образцы керамики и каменных орудий несут на себе следы культуры этих людей.
Карелы начали заселять ладожские фиорды в 9 в. Они застали здесь кочевников и сложили о них легенды. Легенды оказались очень живучими и сохранились более тысячи лет. Известный финский этнограф и археолог Теодор Швиндт записал некоторые из них в 1879 г.

На Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны. Одной из самых распространенных можно считать легенду о девушке-великанше и пахаре. В ней говорится вот о чем: девушка-метелиляйнен случайно наткнулась в лесу на чужака, который пахал землю на лошади. Она побежала к отцу и все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и, увидев пахаря, понял: «Нам придется уйти отсюда и оставить землю пришельцам».

Легенды о метелиляйненах сохранились почти повсеместно, но особенно много их в Куркийококой волости («Журавлиная река»). Вероятно, потому, что в таких местах, как Корписаари («Остров непроходимой чащи») Отсанлахти («Залив лба»), Лапинлахти («Лопарский залив»), Харви, Кумола, Микли, — существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах.

«Здесь, в Яккима, жили лопари, и хоть они были некрещеные, но того же роду-племени,» — рассказывал мне один старик из этого селения. Подобное мнение слышал я и от других. В деревне Мёнтсяля, что на Сортавальских островах, говорили, будто лопари и вепсы жили здесь еще до финнов. Не случайно во многих местах сохранились топонимы с корнем «лаппи», то есть «лопарский». Вот, к примеру, такая своеобразная группа названий: в полумиле от Куркийоки, в деревне Похъи («Основание залива», или «Начало залива»), есть маленькое болото Лапинсуо («Лопарское»). Чуть дальше возвышается гора Лапинсуомяки («Гора лопарского болота»).

Неподалеку образовалась уже другая группа топонимов: Лоухимяки («Гора с ущельем»), Импимяки («Девичья гора»), Ревонлоухет («Лисьи скалы») и Руотсинмяки («Шведская гора»). У подножья Лоухимяки раскинулась поляна Лоухеналусниттю. Само болотце Лапинсуо лежит возле двух холмов с названиями Малая и Большая Лапинлинна («Лопарская крепость»). В Куркийокской волости есть деревня Лапинлахти («Лопарский залив»). В той же Куркийокской и Сортавальской волостях известны два острова с одинаковым названием Лапинсаари («Лопарский остров»).

Укрепленных возвышенностей, называемых Лапинлинна, кроме уже упомянутых, существует еще четыре: одна на острове Корписаари в Куркийокской волости, вторая — в деревне Харвиа Яккимской волости, третья и четвертая — в Сортавальской волости: в деревне Мёнтсяля и на острове Лапинсаари («Лопарском»). В преданиях часто упоминается о том, что во всех этих местах жили лопари, — после них остались каменные валы, сохранившиеся до сих пор.

В той части деревни Кумола, которая известна под названием Леметтилля, тоже есть Линнамяки, а в Осиппала, как называют окраину деревни Харви, длинной грядой протянулись оборонительные валы: по преданию, они сложены либо метелиляйненами, либо лопарями.
В Харви есть Линнамяки («Укрепленная возвышенность»), или Лапинлинна («Лопарская крепость»), которая представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от материка, вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из камней. Причем камни местами — величиной с кубический локоть и даже больше. Поэтому считают, что такое сооружение могло быть под силу только метелиляйненам.

Между островами Риеккала и Тулоланосаари есть два островка: один совсем маленький — Лиеритсаари, а другой чуть побольше — Хийретсаари («Мышиный»). На них сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого, имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который окружает почти весь остров, — причем оба вала расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С внутренней стороны кругового вала насыпано много камней величиной с кул