Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь

Время – одна из самых мощных разрушительных сил. Оно действует постоянно и на всё. Если не прикладывать усилий по борьбе с ним, то оно неотвратимо уничтожает даже самые ценные и святые вещи. Один из древнейших на территории Карелии Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь люди оставили на истязание природным стихиям, которые постепенно превращают его в руины. Россия, […]

мужской монастырь

Время – одна из самых мощных разрушительных сил. Оно действует постоянно и на всё. Если не прикладывать усилий по борьбе с ним, то оно неотвратимо уничтожает даже самые ценные и святые вещи. Один из древнейших на территории Карелии Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь люди оставили на истязание природным стихиям, которые постепенно превращают его в руины.
Россия, отражавшая волны многих нашествий, всегда выживала, находя убежище в своих лесах. В глубину их, к вольному простору тихого Яшезера – озера дивной красоты, во времена царствования Ивана Грозного, удалился на пустынные труды и подвиги и преподобный Иона, житель Шокши, познавший науку молитвенного подвига у преподобного Александра Свирского. Вепс по национальности, он решил построить обитель на месте языческого капища, как свидетельство победы православной веры над язычеством. Долгие годы преподобный нес в основанной им пустыньки многотрудное апостольское служение среди народа вепсов.


Жизнь северных пустынножителей была суровой: долгие лютые зимы, постоянные туманы и ветра, скудость питания, в основном коренья, мох, ягоды, трава и грибы. Пребывавший в подвижнических трудах, преп. Иона слыл и большим тружеником. Он собственноручно прокопал канаву из Яшезера в Сенное озеро, чтобы братии удобно было ловить рыбу. Для нужд монастыря преподобный сам ездил верхом на лошади по окрестным лесам с кожаными мешками за спиной. Посуду для обители св. Иона мастерил тоже собственноручно.
Желая усугубить свои подвижнические подвиги, он удалился в уединенную пещерку в двух километрах от монастыря, и провел там в посте и молитве последние годы своей земной жизни. Из древних источников достоверно известно, что преп. Иона умер в 1629 году в возрасте более ста лет. В пещерке долгое время сохранялись каменное ложе и такой же каменный стол. Рядом с пещеркой почитателями преподобного была устроена небольшая часовня, полностью разоренная в советские годы.
Основанная преподобным Ионой пустынь упоминается еще в описи монастырей 1582 года. В 1675 в монастыре была построена соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с пределом святителя Николая Чудотворца. Для трехъярусного иконостаса церкви иконы были написаны по заказу и за счет благотворителя из Санкт-Петербурга, являлись художественной редкостью для здешнего края. Украшал обитель и теплый каменный храм Преображения Господня, возведенный в 1853 году над гробницею преподобного.
Многие знатные и богатые люди покровительствовали Яшезерской пустыни. В пользу братии поступали земельные вклады от царей Федор Иоанновича и Василия Иоанновича Шуйского, а также от игуменов Соловецкого монастыря. Среди жертвователей обители — имя купца первой гильдии почетного гражданина Петрозаводска Марка Пименова.

К началу XX века в Яшезерской пустыни подвизалось более 200 человек братии. Три раза в неделю от Воскресенской набережной Санкт-Петербурга отплывали пароходы с многочисленными паломниками на борту, чтобы на следующий день причалить к пристани, находившейся в 26 верстах от пустыни.

В наши дни от древнего монастыря, столь почитаемого когда-то на всем северо-западе, сохранилось немного: белый храм Преображения Господня, часть монастырской ограды из шокшинского малинового кварцита, четыре каменные угловые башни и два небольших монастырских здания с обвалившейся крышей. Полностью разрушены соборная Благовещенская церковь, настоятельские покои и трапезная. Труднодоступность не позволила в советское время разобрать все крепкие строения для хозяйственных нужд. Однако оставшиеся постройки продолжают саморазрушаться под действием непогоды.

Источник текста и фото