Паанаярви: на вершине Каменной бабы

Цель нашего путешествия – гора Кивакка.Название Кивакка – это искаженное Киви Акка – «Каменная баба».Есть две версии почему гора называется каменной бабой. По первой версии, профиль горы от водопада Киваккакоски напоминает профиль лица женщины, смотрящей в небо. По другой версии, одна из каменных фигур около вершины напоминает голову с собранными на затылке в пучок волосами.С […]

Каменная баба

Цель нашего путешествия – гора Кивакка.

Название Кивакка – это искаженное Киви Акка – «Каменная баба».

Есть две версии почему гора называется каменной бабой. По первой версии, профиль горы от водопада Киваккакоски напоминает профиль лица женщины, смотрящей в небо. По другой версии, одна из каменных фигур около вершины напоминает голову с собранными на затылке в пучок волосами.
С вершины Кивакки видны многие другие горы парка Паанаярви. На западе манит к себе Нуоринен, на северо-востоке еще несколько вершин.
Еще с вершины видно, и даже слышно, водопад Киваккакости на Оланге.
Каменная баба

Горная Карелия, что это такое? Таким вопросом задавались мы, когда свернули с Мурманской трассы налево чтобы доехать до поселка Пяозерский, где находится визит-центр национального парка Паанаярви. Наши авто движутся на север, приближаясь к полярному кругу. Впереди маячат синеватые горные вершины, а справа то и дело показывается гладь одного из самых больших карельских озер — Пяозера.
Национальный парк Паанаярви образовался в 1992 году как результат победы сторонников охраны природы над теми, кто это природу желает только потреблять. Например, на горе Нуоринен предполагалось строительство горнолыжного курорта, а на озере Паанаярви, давшей название парку, строительство гидроаккумуляторной станции. Да и местные жители, работающие на лесозаготовках предпочли бы иметь больше площадей под рубку. Но, так или иначе, благодаря помощи финских экологов, мы получили кусочек дикой природы почти у самого полярного круга, включающий несколько красивейших объектов, одним из которых является цель нашего путешествия – гора Киваккатунтури.

Каменная баба

Сейды. Много о них говорится в последнее время. Уже разведано много мест где встречаются сейды: это Воттовааара, архипелаг Кузова около Кеми и многие вершины северной Карелии. Сейды — это «угловатые неровные камни», установленные на валунчики-ножки, которых чаще всего было три. Саамские рыболовы и охотники ставили их на высоких берегах морей и озер, на островах и у порогов, чтобы их было видно издалека. Саамы почитали не сам камень, а живущий в нем дух божества, помогающего в жизни: особенно в промыслах, при болезни и в путешествиях. Согласно поверьям, в камни вселялись души умерших предков, шаманов. Изваяния делились на коллективные и индивидуальные. Первые устанавливались на возвышении, вторые обычно в укромных местах. Сейду приносили жертвы, чаще всего оленьи рога, головы и хвосты рыб, реже других животных.
С сейдами было звязано много запретов: к ним не пускали женщин, рядом нельзя было громко разговаривать. Мужчины подходили к сейдам на коленях. Особенно святым считались камни, похожие на человека. Священным считался не только сейд, но и место, где он стоит. Скорее всего, Кивакка и Нуоринен были такими сакральными вершинами. Традиция почитания сейдов была общей для жителей Фенноскандии, корнями она уходит в железный век, а дожила эта традиция до начала 20 века.
Сейды на Кивакке небольшие (до 1000 кг), они не настолько крупные как на Воттовааре. Есть несколько псевдо-сейдов, сделанных недавно, по образу и подобию, но они бросаются в глаза и портят общую картину. А вот что действительно впечатляет — так это висящие сейды. Кажется будто толкнешь их и покатится огромный валун вниз, увлекая за собой себе подобных.

Вообще, на территории национального парка находятся три самые высокие точки Карелии: Кивакка – третья по высоте гора (499 м), Мянтютунтури имеет высоты 550 метров, но о ней речь в другом тайнике, и наконец, вершина всей Карелии гора Нуоринен высотой 576 метров. Еще на территории парка около 10 вершин высотой более 400 метров, что делает его ладшафты изумительными по красоте.
Кивакка маячит на горизонте последние 10 км пути и встречает нас справа, когда мы подъезжаем к кордону парка. Тропа на гору начинается в точке (N66 12,152 / E30 28,249), она благоустроена работниками парка. Это означает, что над ручьями и болотами сделаны мостики, а вдоль тропы стоят информационные таблички-аншлаги и несколько скамеек для отдыха. Восхождение на гору представляет собой нетрудное и очень познавательное занятие.
По мере набора высоты меняется окружающий пейзаж: вначале это сырой еловый лес; затем начинают п
реобладать сосны. Ручейки стекают по склону и образуют на плоских участках так называемые висячие болота. Вообще, висячие болота характерны для парка Паанаярви, здесь даже хотя организовать специальный маршрут, посвященный висячим болотам. Смысл «висения» в том, что грунтовые воды напирают на моховую подстилку снизу, и она как бы держится на воде. Провалиться в такое болото очень опасно.
После прохождения двух третей пути лес сменяется так называемой горной тундрой: появляются карликовые березки и осинки, полярные ивы, елочки растут не вверх, а стелятся по земле. Очень много ягеля. Тунры гор Кивакка, Нуоринен и Мянтутунтури являются самыми южными тундрами Фенноскандии.
Последнюю треть пути фотоаппарат уже не убираем, с западного склона, по которому мы карабкаемся, открываются виды на озеро Киваккалампи и верхнее течение Оланги. Наконец, мы почти на вершине, и здесь камень практически голый. Появляются сейды, внутреннее озеро, но обо всем по-порядку.
Название Кивакка – это искаженное Киви Акка – «Каменная баба». Скупые крохи информации об этой горе говорят о важном культовом ее значении среди местного населения, когда-то саамов, а теперь карел. Есть две версии почему гора называется каменной бабой. По первой версии, профиль горы от водопада Киваккакоски напоминает профиль лица женщины, смотрящей в небо. По другой версии, одна из каменных фигур около вершины напоминает голову с собранными на затылке в пучок волосами. (Рядом с этой фигурой спрятан тайник). Какая версия верна — игроки могут выбрать сами.
Геологически гора состоит из семи вершин, но отчетливо выделяются лишь три. Вокруг западной идет тропинка (мы по ней возвращались); на северной вершине стоят две антенны в теледиапазоне и будка с аппаратурой, питающейся от солнечных батарей. Видимо, это какой-то ретранслятор. На самой высокой стоит триангуляционная вышка, которую посетители утяжеляют монетами, вбивая их в мягкое дерево, а также поклонный крест: видимо сейды хотели «перевербовать» в другую веру.
Сейды. Много о них говорится в последнее время. Уже разведано много мест где встречаются сейды: это Воттовааара, архипелаг Кузова около Кеми и многие вершины северной Карелии. Сейды — это «угловатые неровные камни», установленные на валунчики-ножки, которых чаще всего было три. Саамские рыболовы и охотники ставили их на высоких берегах морей и озер, на островах и у порогов, чтобы их было видно издалека. Саамы почитали не сам камень, а живущий в нем дух божества, помогающего в жизни: особенно в промыслах, при болезни и в путешествиях. Согласно поверьям, в камни вселялись души умерших предков, шаманов. Изваяния делились на коллективные и индивидуальные. Первые устанавливались на возвышении, вторые обычно в укромных местах. Сейду приносили жертвы, чаще всего оленьи рога, головы и хвосты рыб, реже других животных.
С сейдами было звязано много запретов: к ним не пускали женщин, рядом нельзя было громко разговаривать. Мужчины подходили к сейдам на коленях. Особенно святым считались камни, похожие на человека. Священным считался не только сейд, но и место, где он стоит. Скорее всего, Кивакка и Нуоринен были такими сакральными вершинами. Традиция почитания сейдов была общей для жителей Фенноскандии, корнями она уходит в железный век, а дожила эта традиция до начала 20 века.
Сейды на Кивакке небольшие (до 1000 кг), они не настолько крупные как на Воттовааре. Есть несколько псевдо-сейдов, сделанных недавно, по образу и подобию, но они бросаются в глаза и портят общую картину. А вот что действительно впечатляет — так это висящие сейды. Кажется будто толкнешь их и покатится огромный валун вниз, увлекая за собой себе подобных.
Еще на горе есть два внутренних озера. Одно их них почти прямоугольной формы, так что у ученых даже была версия об его искусственном происхождении, но вернее, что это такая форма разлома. Согласно геологичеким исследованиям 1.88 миллиардов лет назад в результате тектонических движений гора Кивакка была дугообразно изогнута и наклонена к северо-западу. Так образовались все разломы и трещины. В озере некоторые купались, из него вытекает ручей и стекает по северному склону вниз. Второе озеро более заболоченное, но как раз над ним сосредоточены наиболее впечатляющие висящие сейды.
С вершины Кивакки видны многие другие горы парка Паанаярви. На западе манит к себе Нуоринен, на северо-востоке еще несколько вершин. А на юго-востоке открывается вид на бесконечное Пяозеро. После строительства Кумской ГЭС, уровень воды поднялся на 9 м
етров и затопил берега. Сейчас видно, как из воды торчат стволы затопленных деревьев.
Еще с вершины видно, и даже слышно, водопад Киваккакости на Оланге.

Часть информации взята с информационных табличек парка.

Источник текста и фото