Призрак Осударевой дороги

В карельских лесах найдены следы легендарной дороги, по которой триста лет тому назад Петр Великий вел российское воинство к первой «славной виктории» в Северной войне Если верить источникам, в 1702 году два полка гвардейцев во главе с Петром I преодолели путь от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера, впоследствии названный Осударевой дорогой. Одновременно […]

карелия
В карельских лесах найдены следы легендарной дороги, по которой триста лет тому назад Петр Великий вел российское воинство к первой «славной виктории» в Северной войне
Если верить источникам, в 1702 году два полка гвардейцев во главе с Петром I преодолели путь от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера, впоследствии названный Осударевой дорогой. Одновременно войска волокли посуху два малых фрегата. Трасса длиной более 260 км была пройдена за невероятно короткий срок — всего восемь дней! В результате этого невиданного марш-броска Петр I одержал первую крупную победу в Северной войне: пала шведская крепость Нотебург. В итоге Россия прорвалась к Балтийскому морю и заявила о себе как о европейском государстве. В таком «державном контексте» историческое значение Осударевой дороги возрастает в разы. Но есть ряд вопросов, ставивших до последнего времени под сомнение сам факт существования последней. Историки и краеведы никак не могут прийти к единому мнению относительно Осударевой дороги: была ли она проложена в действительности или же это еще одна мистификация, которыми столь богата наша история. Где быль, а где реальность? В этом попыталась разобраться группа исследователей из «Северо-Западного бюро путешествий» Республики Карелия, пройдя по предполагаемому маршруту Петра I.


Стройка века

Но прежде обратимся к историческим фактам. Потерпев в начале войны со шведами ряд поражений, Петр I осознал: для того чтобы прорубить выход к Балтийскому морю, необходимо пойти на хитрость. Поэтому в начале лета 1702 года он издает наказ провести разведку северо-западного района для последующего строительства водно-сухопутного пути из Белого моря в Онежское озеро. Ведущее значение при осуществлении проекта Петр придавал быстрому и скрытому перемещению войск. Государь обязал доверенных лиц выяснить, возможно ли построить в этом районе волок для судов, артиллерии и прочего армейского скарба. Руководить строительством Осударевой дороги царь поручил особо доверенному лицу — сержанту Преображенского полка Михаилу Щепотеву, с которым бок о бок воевал со шведами.

В первых числах июля того же года около пяти тысяч мужиков из деревень Нюхча, Сумский Посад, Кемь, Усть-Онежский Погост, Повенец и Белоозеро явились к месту работ. Крестьяне прибывали на подводах, вооружившись собственным инструментом. Предположительно дорога строилась встречным способом — с юга и севера. Главной задачей было как можно быстрее организовать волок для переброски войска. Проектировщики использовали многовековой крестьянский опыт по ориентации на местности без каких-либо карт, задействовали при прокладке будущей дороги уже существующие просеки и тропы, которыми пользовались соловецкие богомолы, солепромышленники, а также местные крестьяне. И все же большую часть пути предстояло проложить в заболоченных и непроходимых местах, где ранее не ступала нога человека, — среди болот, густолесья, многочисленных озер.

Стратегический путь якобы прокладывали следующим образом. На первом этапе в лесной чаще прорубалась просека, откатывались в сторону валуны, которых в изобилии в этих местах. Затем крестьяне подрезали склоны, засыпали землей и перекрывали бревнами овраги. И только после этого строители пилили вековые деревья и укладывали рядами одно к одному бревна приблизительно одинаковой толщины, сооружая из них гать. Современные жители поморских деревень, чьи прапрадеды, возможно, были заняты на строительстве, уверяют, что под каждым бревном такой гати лежит по одному рабочему. Уж слишком непосильным был труд.

Построенная в результате дорога соединила Белое море с Онежским озером.

Невозможное возможно

Петрозаводский историк Михаил Данков, опираясь на архивные данные и топографическое исследование местности, сегодня почти не сомневается, что Осударева дорога реально существовала. По его мнению, северный ее участок предположительно начинался с побережья Белого моря, в районе Вардегорского мыса, где и была построена пристань для подъема двух фрегатов на сушу. Скорее всего в этом месте уже существовала пристань для небольших соловецких судов. Историк предполагает, что согласно поморским технологиям фрегаты были подняты на сушу по морской отмели, заблаговременно вымощенной деревянным настилом, поверх которого клали бревна-катки. По ним в момент прилива суда практичес