Каменные сложения. Белое море

Саамы — один из самых древних народов Уральской языковой семьи. Историю и этнографию этого северного народа изучают более 400 лет, однако число загадок, связанных с их происхождением и культурой, почти не уменьшается. Опубликовано довольно много информации (особенно за рубежом) о саамских культово — погребальных памятниках, начиная с их описаний христианскими миссионерами 17 в. до обобщающих […]

Карелия

Саамы — один из самых древних народов Уральской языковой семьи. Историю и этнографию этого северного народа изучают более 400 лет, однако число загадок, связанных с их происхождением и культурой, почти не уменьшается. Опубликовано довольно много информации (особенно за рубежом) о саамских культово — погребальных памятниках, начиная с их описаний христианскими миссионерами 17 в. до обобщающих работ современных авторов.

Очаг. Остров Бережные Лехлуды

Исследователи выявили сотни мест, связанных с погребальными обрядами, поклонениями и жертвоприношениями саамского населения в разные периоды их истории. О многих культовых сооружениях сохранились исторические предания и легенды. В основном это были природные объекты: горы, утесы, камни, ущелья, пещеры и гроты, озера, реки, родники, водопады и пороги, мысы и острова. Небольшую их часть составляют искусственные сооружения — жертвенные площадки, деревянные или каменные истуканы — сейды, жертвенные площадки, лабиринты.
Карелия относится к региону, где ранее обитали саамы. Период их проживания здесь был достаточно длительным. Следы саамов сохранились в географических названиях, языковых заимствованиях, фольклоре, письменных и материальных источниках. После ухода саамов с территории Карелии память об их культовых местах оказалась утраченной. Однако сохранились искусственные каменные сооружения, имеющие сходство с саамскими памятниками других регионов. С некоторыми из них (как, например, с объектами на Кузовах) связана устная традиция, указывающая на их саамское происхождение.
До последнего времени на территории Карелии были известны 4 крупных и 2 небольших культовых комплекса, 2 лабиринта и около 10 одиночных сейдов. Крупные комплексы каменных сооружений найдены на вершинах островов Русский и Немецкий Кузов, Большой Жужмуй. Все они локализованы в зонах горной тундры и лесотундры. Основные типы выявленных в Карелии сложений следующие: 1):валун-основа с небольшими камнями под ним или сверху, вертикальные каменные плиты, 2)каменные кучи, 3)овалы, 3)ямы. Первый тип конструкций часто называют сейдом. Сейд по-саамски означает священный камень. Письменные источники приводят разные данные об его облике. Чаще всего это были естественные валуны или скалы, но могли быть и рукотворные сооружения не только из камня, но и из дерева. Датировка каменных сооружений не совсем ясна. Ряд находок каменных орудий поблизости от них указывает на относительно раннее время появления культовых мест, однако большинство исследователей пишет о широких хронологических рамках в пределах 1 тыс. до н.э. — XV в. н.э.

Целенаправленное изучение культовых мест саамов в Карелии осуществлялось в 60-х, начале 90-х гг., затем было продолжено карельскими археологами в совместной экспедиции с коллегами из Скандинавии в 2000-2001 гг. Самым важным их результатом оказалось выявление не известных ранее в Карелии жилищ, синхронных культовым памятникам. В 2002-2003 гг. разведки проводились в юго-восточной и северо-западной части Белого мор на территории, являвшейся белым пятном в археологическом отношении. Они значительно пополнили источниковую базу, были открыты новые культовые и погребальные комплексы. В числе новых открытий — так называемые «каменные ящики», менгиры, ямы в валунных грядах ледникового происхождения, жертвенные площадки, саамское жилище.

Во многих случаях данные объекты сохранились в лучшей степени, чем на архипелаге Кузова, поскольку обследованные районы являются труднодоступными. На Карельском Берегу Белого моря саамские памятники выявлены на о.Тапаруха и Большой Робьяк, а также у о. Сыроватка. Захоронения найдены на о. Бережные Лехлуды и на материке у Сонручья. Это первые погребальные сооружения саамов, найденные в Карелии.

На Бережных Лехлудах зафиксированы 4 конструкции, которые образованы большими плоскими каменными плитами ледникового происхождения и скоплениями камней сверху и вокруг них. В двух таких сооружениях (под плитами) обнаружены части человеческих скелетов. Они просматривались сквозь узкие щели в камнях. Около устья Сонручья к северу от Бережных Лехлуд найдены аналогичные сооружения, в одном из них под плитой также видны человеческие кости. С одной из могил были сняты верхние камни, затем их аккуратно уложили на прежние места (весь процесс фиксировался на видеокамеру, поэтому они сохранили первоначальное положение). В могиле сохранился череп и
длинные кости. Сохранность костей в целом плохая

Могильники датировать можно очень приблизительно — эпохой средневековья — 13-15 вв. или, возможно, чуть более ранним временем. Похожие средневековые захоронения под каменными плитами известны в северной Норвегии в Мортенснесе (Варангерфъорд).
Карелия
«Лаз» — загадочное сооружение у мыса Пурнаволок

Источник текста и фото