Олонецкий район,Интерпосёлок,Святые места Важеозера

У каждого святого места своя судьба. Рассматривая монастыри Карелии, про каждый можно рассказать свою историю зарождения, процветания, испытаний советского времени и сегодняшнего положения. Если создавались монастыри практически одинаково трудами святых людей, развивались, строились и принимали толпы паломников, а в годы советской власти мало кому удалось избежать разграбления и разрушения, то в наши дни они оказываются […]

Карелия

У каждого святого места своя судьба. Рассматривая монастыри Карелии, про каждый можно рассказать свою историю зарождения, процветания, испытаний советского времени и сегодняшнего положения. Если создавались монастыри практически одинаково трудами святых людей, развивались, строились и принимали толпы паломников, а в годы советской власти мало кому удалось избежать разграбления и разрушения, то в наши дни они оказываются в совершенно разных ситуациях. Один успешно процветает и восстанавливается, принимая в своих стенах ежедневно сотни туристов, но теряя при этом очарование уединенного, лишенного мирской суеты места; другой стал тихой обителью в суровом труднодоступном краю, испытанием выдержки для десятка монахов, практически недоступным местом для большинства паломников и туристов; третий постигла куда более скорбная участь доживать свой век в руинах среди глухих лесов.

Карелия

В Смутное время отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь. Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. Под ножами литовцев приняли смерть многие старцы.

Долгое время древняя обитель не имела самостоятельности. Ее возрождение началось с 1800 г., когда она была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

С 1830 г. здесь поселился строгий отшельник из Коневского монастыря о. Исайя с тремя учениками. В то время пустынь пребывала в совершенном запустении. Две ветхие деревянные церкви, деревянная же часовня, две небольшие келии и хлебная, полуразрушенная временем, — вот и все постройки, сохранившиеся от некогда славной обители. Стараниями и трудами отца Исайи в пустыне были сделаны каменные фундаменты у двух деревянных церквей, ветхая часовня над мощами преп. Геннадия и Никифора была перестроена, вновь было отстроено несколько братских келий. Тело блаженного старца Исайи, так много сделавшего для восстановления обители, покоится под царскими вратами каменного храма во имя Всех Святых, освященного в 1858 г.

В 1840 г. число братии возросло до 15 человек. В 1846 г. указом Св. Синода обитель была возведена в степень самостоятельной. К этому времени число братии увеличилось до 22 человек.

Страшный пожар в 1885 г. уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим обителям епархии. В 1887 г. за устройство монастыря энергично взялся иеромонах Геннадий. Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью св. праведного Иоанна Кронштадского, который неоднократно приезжал и останавливался в обители. В 1892 г. он освятил новую деревянную Преображенскую церковь. Именно в это время были построены дошедшие до нас храмы, игуменский и гостиничный корпуса.

Духовное влияние обители было настолько велико, что в монастырь съезжались тысячи паломников со всей России. О значимости Важеозерского монастыря для Северо-Запада России говорит еще и то, что в Санкт-Петербурге было построено Важеозерское подворье, через которое поступала большая часть пожертвований.

На другой стороне Важеозера в 5 км от обители располагался скит с церковью во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, построенный в 1904 г. предпоследним настоятелем Спасо-Преображенского Геннадиево-Никифоровского монастыря игуменом Митрофаном (1889-1911 г.г.) на месте, почитаемом местными жителями, как святом. Там с незапамятных времен стояла деревянная часовня.

После установления советской власти монастырская жизнь прервалась. В 1923 г. обитель закрыли и на ее территории расположился совхоз им. Зиновьева. В 1935 г. пустынь подверглась разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. На ее территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский — клубом. После 1945 г. в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психбольница.

Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в 1991 г. С этого момента по ноябрь 2000 г. монастырь был женским. Деревянный Преображенский храм немного отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского. Монахини восстановили у автомобильной трас