г.Приозерск,архипелаг Хейнясенмаа,о.Верккосаари,Троицкий монастырь

Остров Верккосаари. архипелаг Хейнясенмаа. Расположен на полпути от Приозерска к Валааму. В конце XIX века финский фольклорист Теодор Швиндт записал следующий текст: — «На острове Верккосаари была спрятана казна города Кякисалми. В монастырских книгах Ройтсан было записано, где зарыты сокровища, но так как монастырь сгорел и книги погибли в огне, то сокровища эти уже не […]

о.Верккосаари

Остров Верккосаари. архипелаг Хейнясенмаа. Расположен на полпути от Приозерска к Валааму.
В конце XIX века финский фольклорист Теодор Швиндт записал следующий текст: — «На острове Верккосаари была спрятана казна города Кякисалми. В монастырских книгах Ройтсан было записано, где зарыты сокровища, но так как монастырь сгорел и книги погибли в огне, то сокровища эти уже не вернуть» (Теодор Швиндт «Народные предания северо-западного приладожья, собранные летом 1879 года» ).

Ну как же было не вдохновиться таким текстом?!
Сначала давайте разберемся с топонимами.

Верккосаари в переводе с финского — «Остров сетей», небольшой островок в Ладоге.

Кякисалми до XII века был военно-торговым центром древнекарельской общины. После вхождения в новгородскую республику был переименован в Корела. Шведы, захватившие эту территорию, переименовали город в Кексгольм. После Второй мировой войны он стал называться Приозерском.

Ройтсан – возможно, так финны произносили слово Троица или Троицкий. Если считать такое предположение верным, то речь идет о Троицком монастыре, который находился недалеко от Верккосаари – на острове Хейнясенмаа (Сенная земля).
Троицкий монастырь был основан между 1478 и 1488 годами валаамским монахом Саввой. В старинных документах эта монашеская обитель упоминается в одном ряду с Соловецким, Валаамским и Коневецким монастырями. После перехода этих земель под власть шведского короля монастырь приходит в запустение и память о нем сохраняется лишь в названии бухты «Монастеринлахти» (Монастырская).
(Подробнее см статью А. А. Гуляева, А. П. Дмитриева «Троицкий Сенной монастырь XV-XVII вв. — младший собрат Валаама и Коневца»)

Почему жители Приозерска решили спрятать казну? О каких событиях идет речь в тексте, записанном Теодором Швиндтом?

 карта Приозерска

Скорее всего, описывается шведская интервенция 70 годов XVI века.
Корела, расположенная ближе всех русских городов к шведской границе, неминуемо должна была стать первой жертвой нападения.
В 1573 году шведский отряд под командованием Германа Флеминга подступил к Кореле, но не рискнул нападать на прочные городские укрепления и ограничился разорением и поджогом окрестностей. Вернувшись из похода на Корелу, Флеминг сказал, что здания этого города «являются самыми прекрасными из всего, что ему приходилось когда-либо видеть».
В 1578 году шведский отряд вновь напал на Корелу. Трижды шведы пытались поджечь деревянные стены Корелы, но проливной дождь помог защитникам города погасить пожар и отбить нападение.
Только в 1580 году шведский главнокомандующий Понтус Делагарди с семитысячным войском смог захватить Карелу.
(Подробнее в статье «Корела — центр уезда в составе Московского централизованного государства (1478 — 1611 гг.)»)

Вернемся к тексту Швиндта. Скорее всего он означает следующее:
В 70 годах XVI века жители Приозерска, опасаясь шведского разорения, прячут городскую казну на острове Верккосаари, который находится сравнительно недалеко от них, но все же на достаточном расстоянии от боевых действий. Информацию о месте, где спрятана казна, передают в ближайший крупный монастырь – Троицкий, расположенный на острове Хейнясенмаа.

 о.Верккосаари

Недавно историком Н. А. Охотиной был обнаружен и издан (в переводе на современный язык) замечательный памятник древнерусской книжности -«Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме; а также повесть о преподобных отцах Сергии и Германе, зачинателях той обители, и о перенесении святых мощей их»(1). Опубликованная рукопись датируется исследовательницей 60-70-ми годами XVI в.

В этом Сказании, помимо новых, очень важных сведений по истории как самой Валаамской обители, так и другого крупнейшего ладожского монастыря — Коневского, содержится краткое упоминание о забытом ныне их младшем собрате — Свято-Троицком Сенном (или Сеннянском, Сенновском) монастыре. Древнерусский писатель говорит о том, что «есть три великих преславных монастыря, основанных от того великого Валаамского монастыря»(2). И среди них — Соловецкая Преображенская обитель в Онежской губе Белого моря и Спасский Троицкий монастырь на реке Свири, начало которым положили соответст