Кольский полуостров. Река Умба. Хроника водного путешествия

Река Умба – одна из крупнейших рек Кольского полуострова, долина которой лежит в тектонической трещине, протянувшейся с севера на юг. Уровень воды колеблется слабо, так как сток сильно зарегулирован озерами. Питание реки – преимущественно снеговое, в меньшей степени дождевое. Река имеет типичный для рек полуострова ступенчатый профиль: чередование продолжительных плесов с едва заметным течением и […]

Река Умба – одна из крупнейших рек Кольского полуострова, долина которой лежит в тектонической трещине, протянувшейся с севера на юг. Уровень воды колеблется слабо, так как сток сильно зарегулирован озерами. Питание реки – преимущественно снеговое, в меньшей степени дождевое. Река имеет типичный для рек полуострова ступенчатый профиль: чередование продолжительных плесов с едва заметным течением и порожистых участков, т. е. может быть отнесена к карельскому типу. Начало сплава – автомобильный мост шоссе Апатиты – пос. Октябрьский (в 3 км от поселка). Вытекает Умба из Умбозера (» 7 км выше моста), зажатого с запада Хибинами, с востока – Ловозерскими тундрами, так что при наличии времени (2 дня) можно и в радиалочку сбегать. Длина сплавного участка » 100 км, из них около половины по озерам. Окончание сплава – автомобильный мост шоссе Кандалакша – пос. Умба. Ниже моста есть еще 2 или 3 порога (2-3 к. с.), до впадения в Белое море » 7 км.
Приезжают сюда с заболеваниями, некоторыми болезнями кожи и в программах применяемых для лечения целлюлита — всё это лечится здесь.
 Река Умба

Маршрут: г. Апатиты — водохранилище г. Апатиты — озеро Китчеявр — Умбозеро — исток реки Умбы — река Умба — порог Падун — порог Семиверстный — порог Коряжка — порог Карелия — порог Разбойник — порог Конозерский — Конозеро — река Умба — Пончозеро — порог Кривец — Медвежий плес — 1, 2 и 3-й Морские пороги — поселок Умба.

* * *

Протяженность маршрута — более 120 км. По категории сложности это «тройка» для катамаранов и «четверка» байдарочная. В маршруте указаны только те пороги, которые имеют названия, сложившиеся у местного населения, и под этими названиями обозначенные на карте. Безымянных порогов на данном маршруте — более 40. Маршрут был пройден в период с 7 по 13 августа 2006 г. группой (13 человек) из студентов и преподавателей ЛГУ им. А.С.Пушкина. В состав группы входили также 2 инструктора областного центра детского туризма и священник.

В туризм приходят по-разному и в разном возрасте. Свой первый байдарочный поход я выполнил по Карельскому перешейку еще в 1996 году, заканчивая военную службу. И с тех пор жалею, что не начал этим увлекаться раньше. У военных туристов была уникальная возможность лететь в отпуск в любую точку бывшего СССР и совершать там увлекательные маршруты. Оплата дороги шла по безналичному расчету через систему воинских требований, которые по факту поездки оплачивались Министерством обороны СССР. Вот это был реальный социальный туризм. Сейчас от него и следа не осталось. Это не ностальгия по прошлому. Обидно за наше настоящее и будущее. Нужны не слова и декларации о необходимости здорового образа жизни, а реальные дела в его поддержку.

Первый день

Рано утром 7 августа нас забросили на двух «уазиках» на берег водохранилища г. Апатиты. Сам город остался лежать и подножия горного массива, окутанный производственными выбросами. Со стороны водохранилища потянуло низкую облачность с моросью, и мы вскоре оказались накрыты этими гидрометеорами.
Сборка катамаранов и подготовка к погрузке).

 Река Умба

Предстояло собрать катамараны и, увязав на них свое и походное имущество, тронуться в путь. Современные катамараны собираются достаточно просто и быстро. Пожалуй, самая длительная операция — накачка двух баллонов, составляющих несущую основу этого плавсредства. На деле оказалось, что катамаран требует усиления своей несущей конструкции для гарантированного прохождения порогов. Для этого все соединения металлических штанг увязывают резиновыми полосами, нарезанными из автомобильных камер. Узлы затягивают на пределе разрыва резины, а сверху еще заматывают скотчем.

Кроме этого, на катамаран накладывают по большим диагоналям две деревянные жерди из сырого леса. Их также увязывают резиной. Для лучшего закрепления грузов на палубе катамарана, между поперечными металлическими штангами, закрепляют деревянные палки длиной примерно 120 см и диаметром 4–5 см. Между ними хорошо крепить пластмассовые бочки емкостью до 50 литров. Бочки герметично закрываются крышками и служат для перевозки продуктов, а также фото- и видеокамер. Все свои личные вещи, которые следует предохранять от контакта с водой, экипажи упаковывают в так называемые гермы. Сноска Сами гермы запихиваются в рюкзак, который привязывается с помощью эспандеров к катама