Карельский перешеек. Сайменский канал

Сайменский канал начинается у города Лаппеенранта на оз. Сайма, заканчивается около г. Выборга. Общая протяжённость канала с морским фарватером 57,3 км, в т.ч. на финской территории – 23,3 км, на российской территории, арендуемой Финляндией, – 19,6 км и на российской территории — 14,4 км. Наименьшая глубина 5 м, проходная рекомендуемая осадка 4,2 м.История создания.Первые попытки […]

Сайменский канал начинается у города Лаппеенранта на оз. Сайма, заканчивается около г. Выборга. Общая протяжённость канала с морским фарватером 57,3 км, в т.ч. на финской территории – 23,3 км, на российской территории, арендуемой Финляндией, – 19,6 км и на российской территории — 14,4 км. Наименьшая глубина 5 м, проходная рекомендуемая осадка 4,2 м.

Сайменский канал

История создания.

Первые попытки соединить озеро Сайма с Финским заливом были предприняты еще в 1500-х годах.

Повторно этим вопросом занялись спустя почти 100 лет и на этот раз даже начали работы, но продолжались они совсем недолго. Следующий план рассматривался уже во времена царствования Екатерины Великой, но его выполнение требовало огромных сумм, и реализация плана не увенчалась успехом. И только в 1834 году в Выборге был учрежден специальный комитет для составления плана и сметы постройки канала. Стоимость строительства была оценена в 3 миллиона рублей и в 1845 году строительство наконец началось.

Длина канала составила 54,5 версты и было построено 28 шлюзов (шлюзовые камеры размером 31х7,1х2,4). Открытие Сайменского канала состоялось 26 августа 1856 года и было приурочено ко дню коронации Императора Александра II.

Сайменский канал

Значение Сайменского канала было важным для Финляндского княжества, которое в то время находилось в составе Российской Империи. Население Саволакса и Карелии освободилось от зависимости отдалённых гаваней северной части Ботнического залива и Ладоги. В самые оживлённые сезоны навигаций по нему проходило до 27 рейсовых пассажирских пароходов в день из Санкт-Петербурга и Выборга в города Финляндии, осуществлялись перевозки грузов (в основном леса и пиломатериалов, зерна). В 1913 году через канал прошло 10955 судов, при этом пропускная способность канала была 13000 судов в год.

В результате социалистической революции 1917 года в России Финляндская республика получила от Советского Правительства независимость, при этом часть территории Карелии, г. Выборг и Сайменский канал перешли к финской территории.

До второй мировой войны Сайменский канал являлся основной водной транспортной магистралью Финляндской Республики, соединявший водные системы южной и средней части страны с Финским заливом.

В 30-е годы Сайменский канал рассматривался как возможный путь для снабжения финской армии и одна из линий обороны. При этом в 1939 году были укреплены камеры шлюзов и построена плотина в юго-восточной части канала, которая была затоплена с наступлением советских войск в феврале 1940 года.

По соглашению о перемирии от 12.03.1940 года в Москве и перемирия 1944 года (условия мирного соглашения были утверждены в 1947 году в Париже) к СССР отошла юго-восточная часть Финляндии, в том числе часть Сайменского канала и г. Выборг, а также район Петсамо на берегу Северного Ледовитого океана.

После раздела Сайменского канала в 1940 году, он в конечном счёте перестал функционировать. Для возобновления судоходства по нему в послевоенный период требовалось не только осуществить реконструкцию его оборудования и сооружений, но и заключить межгосударственное соглашение по использованию советской части канала.

Сайменский канал

Межгосударственное обсуждение проблемы возобновления эксплуатации канала было начато в 1954 году и продолжалось до 1962 года по причине сложной политической обстановки в Финляндской Республике по отношению к СССР. При этом прорабатывался план прокладки нового канала, который соединил бы водную часть озёр Сайма и Пяйяне через реку Калайоки с Ботническим заливом.

27 сентября 1962 года в Москве состоялось подписание Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова малый Высоцкий (далее — Договор). Договор был ратифицирован президиумом Верховного Совета СССР 22 июля 1963 года, Президентом Финляндской Республики 7 июня 1963 года. Обмен ратификационными грамотами произведён в Хельсинки 27 августа 1963 года.

Договор заключён сроком на 50 лет. Из Договора вытекает, что аренда является возмездной, финны реконструируют канал и гидротехнические сооружения, по каналу могут проходить торговые, пассажирские и прогулочные суда под советским, финским флагом и флагами
третьих стан (ст. 2 Соглашения между СССР и Финляндией о пассажирском движении по Сайменскому каналу от 15 октября 1990 года), при этом только финская сторона имеют право взимать сбор за проход по каналу и лоцманский сбор.
В 1963 году началась реконструкция Сайменского канала, которая завершилась 1968 году.


Краткая характеристика Сайменского канала.

Сайменский канал начинается у города Лаппеенранта на оз. Сайма, заканчивается около г. Выборга. Общая протяжённость канала с морским фарватером 57,3 км, в т.ч. на финской территории – 23,3 км, на российской территории, арендуемой Финляндией, – 19,6 км и на российской территории — 14,4 км. Наименьшая глубина 5 м, проходная рекомендуемая осадка 4,2 м.

Перепад уровня воды между озером Сайма и Финским заливом 75,64 м.

Канал имеет 8 однотипных шлюзов, из них 5 шлюзов находятся на российской территории.

Строительство советской части канала Сайменского канала началось в январе 1964 года и закончилось в мае 1968 года.

В состав российской части Сайменского канала входят также 4 подъёмных моста, 3 сифона, две водосливные регулируемые плотины, 5 дамб общей протяжённостью 1719 м, 22,1 км автодорог, аварийный затвор в верхнем бьефе шлюза Пялли (второй аварийный затвор в верхнем бьефе шлюза Искровка, предусмотренный проектным заданием, по согласованию с советской стороной, не построен). Навигационная обстановка обеспечивает двухстороннее круглосуточное движение по каналу и состоит из 8 стационарных знаков, 228 фонарей, освещающих обстановку канала и фиксирующих границы судового хода, и 55 вех. По Договору к арендуемой территории отошла береговая полоса канала в среднем шириной 30 м по обе стороны искусственного русла канала, а в местах шлюзов, мостов и других гидротехнических сооружений до 200 м.

Канал доступен для плавания речных, озёрных и морских судов. За расчётное судно принято судно с размерами 78х11х4,2 м, водоизмещением 1600 т.

По проекту максимальная судопропускная способность канала 11500 судов в оба направления, максимальный эксплуатационный грузооборот канала — 4,6 млн. тонн.

Согласно Договору финляндская сторона обязана поддерживать советскую (российскую) часть Сайменского канала, а также сооружения и оборудование на ней в состоянии, соответствующем нормальной эксплуатации (статьи 3 и 4 Договора).

С 2002 года все шлюзы канала были переведены на дистанционное управление, был создан Единый центр судоходства Сайменской системы. Эксплуатационный и диспетчерский персонал располагается в Центре судоходства на шлюзе №8 (п. Мялкия, Финляндия). Шлюзовой персонал работает также на шлюзе №1 «Брусничное», его необходимость определена тем, что на этом шлюзе действует пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Согласно статье 8 Договора период продолжительности навигации по Сайменскому каналу ежегодно определяется Уполномоченными по Сайменскому каналу в зависимости от ледовых условий. В среднем продолжительность навигации составляет 275 дней (9 месяцев).

Движение судов по каналу осуществляется круглосуточно. Время прохождения канала зависит от времени года. В летний период оно составляет 6-8 часов.

Наиболее значительные объёмы перевозок – сырьевая древесина и пиломатералы, бумага и целлюлоза, сырьевые минералы, а также пассажирские перевозки, в том числе проход маломерных прогулочных судов.

В среднем, за последние 10 лет, по каналу проходят от 2,0 до 2,5 тыс. судов ежегодно. Совокупный грузооборот превышает 2 млн. тонн и имеет тенденцию к росту (в 1994 году 1,6 млн. тонн, в навигацию 2005 года судооборот составил более 2,5 тыс. судов, совокупный грузооборот – 2,2 млн. тонн).

Источник текста и фото