Экскурсия по городу Пудож

Пудож — самобытный край, заселявшийся в основном выходцами из Великого Новгорода, чему способствовал древний торговый путь, соединявший этот город через Онежское озеро-р.Водлу — ее приток Череву — р.Онегу с Беломорьем.Пудож имеет статус исторического русского города. Он занимает третье место в республике по числу культурно-исторических памятников: всего их 348, в т.ч. 152 памятника архитектуры, 13 — […]

Пудож — самобытный край, заселявшийся в основном выходцами из Великого Новгорода, чему способствовал древний торговый путь, соединявший этот город через Онежское озеро-р.Водлу — ее приток Череву — р.Онегу с Беломорьем.

Экскурсия по городу Пудож

Пудож имеет статус исторического русского города. Он занимает третье место в республике по числу культурно-исторических памятников: всего их 348, в т.ч. 152 памятника архитектуры, 13 — истории и искусства, 181 — археологии. Это огромное богатство, которое до последнего времени слабо востребовано.

В 2003 году исполнилось 100 лет со дня возведения церкви Александра Невского. В 1899 году на сходе пудожан купец Николай Александрович Базегский предложил выбор.

 Экскурсия по городу Пудож

Построить церковь из красного кирпича или мост через реку Водлу. Жители выбрали церковь. Она была построена к осени 1903 году, за очень короткий срок. Освящение храма состоялось 23 октября. Одним из первых священников в ней стал Платон Иванович Глазачев, прослуживший там 27 лет. Он окончил в 1909 году духовную семинарию в Петрозаводске и вскоре получил назначение в Пудож. Отец Платон интересовался многими новшествами, увлекался фотографией, агрономией, играл на фисгармонии, скрипке и трубе, прекрасно пел. Семья Глазачевых жила в церковном доме, который сохранился и находится на улице Пушкина, напротив здания почты. При церкви существовала приходская школа, в которой отец Платон до 1920 года преподавал Закон Божий. После революции 1917 года к церкви стали относиться как к классовому врагу. С 1 марта 1918 года священники переходили на содержание прихода. Отец Платон и его семья были лишены всех гражданских прав. В 1937-1938 годах районный отдел НКВД “выявил контрреволюционную организацию”. Было арестовано много священнослужителей, в том числе и Отец Платон Глазачев. 5 октября 1937 года он был приговорен к расстрелу “за контрреволюционную деятельность”. После его смерти новый священник совершил последнюю службу в храме Александра Невского и, по свидетельству очевидцев, роздал оставшиеся иконы верующим.

Экскурсия по городу Пудож

Церковь была закрыта и стала использоваться как мастерские и склад МТС. В 1939 году ее передали ОСАВИАХИМу под Дом обороны. В годы войны там располагалась пекарня. Затем долгие годы там были склады Заготзерна. Но даже в эти годы людям была небезразлична судьба храма. В 1944 году председатель Пудожского райсовета Рудаков дважды предложил создать там музей, но его предложение не нашло поддержки у партийного руководства. В начале 1970-х годов было дано указание райкома партии о целенаправленном разрушении церкви. Там был устроен молокозавод. К зданию были сделаны хозяйственные постройки, а купола были снесены. Прилегавшее к церкви кладбище было превращено в свалку. В 1999 году, после банкротства молокозавода, православные жители Пудожа (347 чел.) обратились к главе администрации В.И. Маликову с просьбой вернуть храм верующим.

Экскурсия по городу Пудож

Уездным городом Олонецкой губернии Пудожский погост стал 16 мая 1785 года по указу Екатерины II, в котором говорилось: «Из отдаленных частей Вытегорского и Каргопольского округов составить особый уезд, устроив уездным городом Пудожский погост под именем Пудож». Город получил свой герб, состоящий из двух частей: в верхней передавалось изображение герба Олонецкой губернии, в нижней — три пучка льна, которым когда-то славился пудожский край. С конца XVIII в. в устье реки Водла действовало несколько стекольных заводов, с конца XIX в. – лесопильные заводы. Торговые пути, проходящие по Обонежью, способствовали росту купеческого сословия, и вплоть до революции 1917 года Пудож имел облик типичного русского провинциального торгового городка с лабазами, лавками и по-северному крепкими, обстоятельными домами зажиточных граждан.

Старая часть города и по сей день сохранила приметы купеческого быта конца XIX — начала XX веков. Наиболее полно можно рассмотреть дом купца первой гильдии Николая Александровича Базегского.

В городе наибольший интерес вызывают экспозиции Пудожского историко-краеведческого музея, носящего имя своего основателя — учителя истории, краеведа-энтузиаста Александра Федотовича Кораблева.

Экскурсия по городу Пудож

В музее более 7000 экспонатов: прялки, вышивки Пудожья, самовары, иконы, предметы быта, деревянная скульптура «Христос в темнице», медная пластика Выгореции и многое другое.

Кроме этого нас постигло и второе разочарование – в городе не оказалось приличных кафе и совсем плохо с гостиницами. Вернее официальных гостиниц в городе всего одна, ее координаты мы и опубликовали, а рядом с нею – общежитие, где тоже имеются гостиничные номера. Но оба эти объекта, по состоянию на январь 2005 г., отключены от горячей воды и надежды, что она у них в скором времени появится никто из администрации не показал. И, по заверениям этой же администрации, и расспросов местных жителей больше в Пудоже гостиниц нет. :-(
Поэтому рекомендуем, если Вам позволяют дорожные и прочие условия, не задерживаться тут совсем и двигаться дальше. Ну, а уж если нет, то тогда и воспользуйтесь этими координатами. Кафе, кстати такого же невысокого качества, находится на этой же улице.

Пудож.

Пудож, маленький северный городок с деревянными домами, палисадниками и дощатыми мостками тротуаров вдоль тихих улиц, входит в число двухсот старинных городов России и с 1991 года имеет статус исторического.

Название поселения по происхождению прибалтийско-финское. Ученые считают, что оно восходит к древнему вепскому «пудас» или карельскому «пувас» — залив, рукав реки, протока. Географическое положение служит подтвержением высказанного мнения. Город расположен на возвышенном берегу р.Водла, в 25 км от впадения ее в Онежское озеро.

Первое из известных упоминаний о селении Пудога встречается в берестяной грамоте. Датируется она 1382 годом. Начальные строки грамоты гласят: «Цто было в Пудоге празда, ту празду Сергие взяле изо Ояте». Она была найдена археологами в Новгороде в 1953 году, что неудивительно, ведь до XV века Пудож был вотчиной новгородских бояр.

К концу XV века Пудога является уже довольно крупным поселением, имеющим ранг погоста. Здесь располагалась церковь Николы Чудотворца, жили священники и старосты. Одновременно Пудога являлась центром погоста-округа, в который входила значительная часть современной территории района.

В Смутное время этот уголок Обонежья был вовлечен в политические события общерусского значения — с 1612 по 1618 годы он неоднократно подвергался набегам вооруженных отрядов поляков.

Как отдаленная окраина, Пудожье становится притягательным местом для старообрядцев, скрывающихся здесь от репрессий государства и преследования официальной православной церкви. Одной из форм протеста раскольников против «никонианцев» стали «гари» — массовые самосожжения. На этой земле произошло несколько самых крупных из них, когда в огне погибли от 800 до 2000 человек.

Уездным городом Олонецкой губернии Пудожский погост стал 16 мая 1785 года по указу Екатерины II, в котором говорилось: «Из отдаленных частей Вытегорского и Каргопольского округов составить особый уезд, устроив уездным городом Пудожский погост под именем Пудож». Город получил свой герб, состоящий из двух частей: в верхней передавалось изображение герба Олонецкой губернии, в нижней — три пучка льна, которыми когда-то славился пудожский край. Гаврила Романович Державин, первый Олонецкий неместник, пробыв в шесть дней в городе, дал его живописное описание: «… расположен на хребте, идущем полукружьем горы, внизу коей лежит прекрасный дол, пересекаемый многими глухими и прохладными разливами…». О пудожанах он пишет следующе: «Жители Пудожа ласковы, обходительны и довольно трудолюбивы, но живя от правительства в отдалении, своевольны и несколько грубы к ближним начальникам».

С конца XVIII в. в устье р.Водла действовало несколько стекольных заводов, с конца XIX в. — лесопильные заводы.

Торговые пути, проходящие по Обонежью, способствовали росту купеческого сословия, и вплоть до револяции 1917 года Пудож имел облик типичного русского провинциального торгового городка с лабазами, лавками и по-северному крепкими, обстоятельными домами зажиточных граждан. Старая часть города и по сей день сохранила приметы купеческого быта конца XIX — начала XX веков. Наиболее полно можно рассмотреть дом купца первой гильдии Николая Александровича Базегского.

В городе наибольший интерес вызывают экспозиции Пудожского историко-краеведческого музея, носящего имя своего основателя — учителя истории, краеведа-энтузиаста Александра Федотовоча Кораблев
а. В музее более 7000 экспонатов: прялки, вышивки Пудожья, самовары, иконы, предметы быта, деревянная скульптура «Христос в темнице», медная пластика Выгореции и многие другое.
В 1785 г. указом Екатерины П селение Пудога было возведено в ранг города и Пудож стал уездным городом в составе Олонецкого наместничества.

В крае появились металлургический, стекольный заводы, развивались местные промыслы и льноводство. Снопы льна изображены в гербе города, который был утвержден в 1788 г. К концу ХУШ в. Пудожский погост выступал в роли локального торгового центра Восточного обонежья.

Тогда же появились первые планировки города, которые, сменяя одна другую, последовательно закрепили в городе регулярную планировочную структуру. До настоящего времени в исторической части города сохранены геометрическая сетка улиц, соответствующая планировке города Х1Х в., масштаб застройки и большинство зданий Х1Х – нач.ХХ вв.

Основная доминанта центра города – Троицкий собор, утрачен в 30-е годы ХХ в. На юго-западной окраине Пудожа сохранилась каменная церковь Александра Невского, значительно перестроенная в советское время. Начаты работы по ее восстановлению. Представляет интерес кладбище, находящееся около этой церкви.

Историческая застройка города в большинстве своем малоэтажная, деревянная, за исключением нескольких каменных зданий. Жилая застройки типологически может быть подразделена на несколько групп, отличающихся объемно-планировочным решением и определяемых, как правило, социальным положением хозяев этих домов: дома мещан-горожан с малым достатком, дома жителей среднего достатка – чиновников и служащих, дома купеческого сословия. Ведущую композиционную роль играли, в основном, здания, принадлежащие местному купечеству. На окраине города, в бывших пригородных деревнях жилая застройка представлена традиционными крестьянскими домами-комплексами.

Наибольший интерес представляет довольно хорошо сохранившаяся историческая застройка на улицах Карла Маркса (Троицкая) и Горького (Макавеевская), а также комплекс жилых и общественных зданий на бывшей Ярмарочной площади (площадь Павших борцов).

Планировочная структура города органически увязана с окружающим ландшафтом. Основными элементами ландшафта являются живописная пойма рек Водлы и Журавки, обрывистая бровка припойменной террасы, на край которой выходит историческая застройка города, локальные ландшафтные элементы в системе городской застройки, такие как старинный летний сад на крутом изгибе припойменной террасы, прекрасный старый парк при здании бывшей больницы у дома купца Базегского, березовая роща на месте утраченного Троицкого собора.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. город Пудож был одним из центров Карелии по формированию партизанского движения. На центральной площади исторической части города находится мемориал в память всех пудожан, погибших в годы гражданской, советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Ежегодно в день Победы здесь проводятся митинги, посвященные ратным подвигам советского народа и жителей Пудожского района.

Город Пудож в качестве северного провинциального города, сохранившего историко-культурную среду, включен в перечень исторических городов Российской Федерации.

Источник текста и фото