Нюхча — Повенец. Экспедиция “Осударева дорога”

Шел 1702 год. Россия вела войну со Швецией, начавшуюся для нее сокрушительным поражением под Нарвой. Неожиданно в голове Петра I рождается сулящий успех военной кампании авантюрный план, для воплощения которого с побережья Белого моря и до Повенца, расположенного на Онежском озере, необходимо было построить дорогу. А поскольку у царя слово с делом не расходилось, то […]

Карелия
Шел 1702 год. Россия вела войну со Швецией, начавшуюся для нее сокрушительным поражением под Нарвой. Неожиданно в голове Петра I рождается сулящий успех военной кампании авантюрный план, для воплощения которого с побережья Белого моря и до Повенца, расположенного на Онежском озере, необходимо было построить дорогу. А поскольку у царя слово с делом не расходилось, то в скором времени с европейского севера России тысячами сгоняются крестьяне, силами которых наводятся переправы на порожистых реках, прорубаются просеки, убираются валуны, стелятся гати на болотах. Вскоре по проложенной сквозь дремучую тайгу дороге, называемой впоследствии не иначе как Осударевой, был осуществлен волок двух малых фрегатов и произведено перемещение войск. В результате марш-броска — взята крепость Нотебург на Ладоге, одержана первая впечатляющая победа над шведами, открыт выход к Балтике.

В школьные годы Осударева дорога – это всего лишь один из фактов биографии Петра I, почерпнутый в учебнике. Для зрелого человека – исторический парадокс. Стоит сопоставить цифры и сразу появляется вопрос, которым терзаются ученые, исследующие египетские пирамиды и мегалиты прошлого. Как это могло быть осуществлено?
На постройку 260–километровой трассы волока топорами, пилами да лопатами ушло менее месяца, на ее преодоление – всего 8 дней! Рекордно короткие сроки. Получается, что русские полки, отягощенные не только кораблями, но и полутора сотнями пушек, двигались по дикой и труднопроходимой местности со скоростью более 30 километров в день.
Сегодня не счесть копий, сломанных историками и топонимистами вокруг судьбы Осударевой дороги. Отпраздновавшая трехсотлетний юбилей, историческая магистраль сейчас больше соткана из догадок и домыслов, нежели бревен, спрятанных под толстым слоем мха.Испытав на собственной шкуре, что означает движение по гати, участники off-road экспедиции «Осударева дорога», состоявшейся осенью 2004 года под руководством петрозаводчанина Тимофея Рогожина, допускают, что Петр I мог в короткие сроки осуществить не имеющий аналогов в истории марш-бросок по заранее подготовленный трассе, но не верят в возможность волока фрегатов.
Октябрь в Карелии – месяц падающих листьев, ледяных дождей и мокрого снега, раскисших дорог, бросающих вызов любому, кто отважится на путешествие… Но у экспедиции была цель: продвинуться по болотным гатям, просекам и лесным дорогам от Вардегорского мыса, где начинался легендарный путь Петра I, до старинных деревень Выгорецкой Республики, а там и до Повенца, и в дороге обогнать по времени петровское войско. Сочтя, что начальные условия грандиозного рейда и экспедиции примерно уравниваются наличием внедорожной техники и отсутствием заранее подготовленного бревенчатого настила, участники экспедиции на трех разномастных УАЗах – «Hunter», 3153 и «буханке» — 5 октября отправились в путь из столицы Карелии — Петрозаводска.
Сегодня сказать о том, где именно пролегала уникальная трасса – невозможно. Возводимая максимально скрытно, чтобы утаить перемещение войска, еще в старину она картографически не была привязана к местности. Значительный участок дороги был уничтожен при строительстве Беломорско-Балтийского канала. В настоящее время сохранились лишь отдельные участки деревянных гатей, просеки и ряд названий мест по ходу продвижения петровского войска: Государев клоч: по преданию здесь царь Петр устроил небольшой привал, а жители близлежащей деревни потчевали его обедом. Щепотева гора названа в честь главного изыскателя и устроителя Осударевой дороги сержанта Преображенского полка Михаила Щепотева. Петровский Ям — место стоянки войск на Осударевой дороге в преддверии форсирования с помощью понтонных мостов реки Южный Выг.
Вблизи Вардегорского мыса off-road — экспедиция оказалась 7 октября. Однако именно с этого дня был начат отсчет времени. К самому мысу не дал подъехать развалившийся мост. Для чистоты эксперимента, чтобы двигаться четко по плану, ее участники отправились к Белому морю пешком. Старинной пристани или каких-либо построек, прямо указывающих на начало беспрецедентного волока, кроме как таблички нашего времени с надписью: «16 августа 1702 года здесь начиналась первая государственная дорога в Республике Карелия «Осударева дорога» — нет. Впрочем, исследователи склоняются к версии, что если и поднимали фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» на берег, то делали это традиционным поморским способом: в