Беломорские покатушки

Онежская губаАрхангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-Онега-Вонгуда-Кемь-Рабочеостроск Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки. Онежский полуостров удобен тем, что начало и конец маршрута имеют регулярное железнодорожное сообщение. Т.е. нет проблем с заброской и возвращением. Более того, сделав одну пересадку можно от Онеги подъехать до Кеми или Мурманска. Это может […]

путеводитель по Карелии

Онежская губа

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-Онега-Вонгуда-Кемь-Рабочеостроск
Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки.
Онежский полуостров удобен тем, что начало и конец маршрута имеют регулярное железнодорожное сообщение. Т.е. нет проблем с заброской и возвращением. Более того, сделав одну пересадку можно от Онеги подъехать до Кеми или Мурманска. Это может понравиться тем, кто любит сложные маршруты со связками.
Сначала планировали ехать вчетвером, но потом, как водится, осталось двое.
Билеты до Архангельска купили без проблем. Правда, каким-то загадочным образом, нам продали билеты по двойной цене.


К сборам отнеслись легкомысленно, но кое-какие выводы я из предыдущего путешествия сделал: купил цепную пилу, гермомешки, велонакидку, сумку для фотоаппарата на руль и сумку на раму.
Гермомешки были для водного туризма — слишком большие и тяжелые, но других было не найти. По идее, нужно что-то из лавсана, с прочной оболочкой.
Большой ошибкой было приобретение дешевых полусликов, которые протерлись по корду на второй день пути. Наверное, существуют какие-то специальные виды резины с высокой грузоподъемностью и износостойкостью.
Алексей в последний момент купил алюминиевый протобагажник, который незамедлил сломаться в самый неподходящий момент.

День первый: Архангельск-Северодвинск
Праздник

Поезд пришел в Архангельск около 10 утра.
Разумеется, что стоявшая чуть ли не месяц хорошая погода с нашим приездом стала портиться — небо затягивало.

Вылезли из поезда, стали неспешно собираться. Мимо проходили введенные в заблуждение люди, которые пытались сесть в поезд, на котором мы приехали.

Послушав Алексея, я накачал колеса до штатных 55кПа. Знал бы, к каким это приведет последствиям…

Сели, поехали по главной улице города. Первое разочарование — в ларьках не оказалось местного пива. Это лишило нас одного весьма приятного аспекта туризма — приобщения к местной культуре через здешние сорта пива, что, например, на Кавказе составляло значимую часть нашего культурного погружения.
Тут же все заполонили Балтика да Ярпиво, что есть явный признак наступления глобализма на Поморье:)

Одним из наших страхов были энцефалитные клещи. И хотя мы и притащили какую-то отпугивающую их аэрозоль, уверенности все равно не было.

Зашли в аптеку купить йодапринтин — антибиотик от энцефалита, но его нам продать отказались — рецептурный препарат, зато обнадежили, что клещей сейчас вроде как нет.
Посмотрели центр Архангельска, купили воды, сфотографировали английский танк времен гражданской войны, что стоит на фоне недостроенного кабака.
Танк остался еще от английских интервентов.
Пока крутились у танка подошли пообщаться местные, один даже оказался велосипедистом со стажем. Пообщались, узнали дорогу до Северодвинска.
Народ на севере приятный и общительный.

Проехав кирху, которая осталась еще от колонии английских купцов, проживавших в Архангельске aж в допетровские времена, выехали на забитую народом набережную.

Наш приезд чудесным образом совпал с днем ВМФ.
Наверное, будет лишним говорить, что значит день ВМФ для города моряков.

На рейде Северной Двины стояло несколько военных судов и почему-то, пожарный катер.

Народ толпился на набережной в ожидании зрелищ.
По набережной парадным строем прошли морпехи, потом ветераны, среди которых я углядел несколько иностранных мундиров (англичане?), потом что-то долго и нудно гундосили местные бонзы, после чего началось представление.
Из раскрытого носа десантного корабля вылезли в воду 3 БТР и, постреливая из подствольных пулеметов, медленно поплыли к берегу. На берегу народ тоже стрелял и взрывал взрывпакеты. Видимо, они имитировали бой или изображали защитников берега.
БТР выехали на берег и остановились, но вопреки ожиданиям никто из них не вылез и в атаку на них тоже не пошел. Мы решили, что военные зависли:)
Через 10 минут морпехи, сидевшие на берегу, начали бегать с флагами вокруг БТР. Видимо, бронемашины этого очень испугались и уплыли куда-то в даль, но не на десантный корабль.
В заключение действа пожарный катер начал поливать из всех своих многочисленных брандспойтов. Выглядело довольно забавно.
Народ ходил веселый и пьяненький.
Запомнилось, что все действо происходило под хорошую клубную музыку, что неожиданно.

Медленно просачиваясь сквозь толпу, мы двигались к мосту через Северную двину, попутно осматривая достопримечательности, большинство из которых как раз расположено на набережной.

Сфотографировались на фоне речного вокзала, который изображен на пятисотрублевой денежке. Само здание на рисунке выглядит значительно красивее, чем в жизни.

Въезд на мост с набережной оказался неоднозначным — пришлось поплутать по дворам. Сам мост является одновременно железнодорожным и автомобильным. Что интересно, железнодорожную часть моста охраняет дядька с карабином, а по автомобильной — можно спокойно проехать.

Проезжая часть узкая, и ехать по ней страшно — машины проходят вплотную. Посередине моста есть интересная вертикально-подъемная секция, хотя мост и так высокий. Видимо, ее поднимают для прохода океанских судов.

Вскоре за мостом город кончается перекрестком, на котором мы повернули направо, на Северодвинск.
Дорога поначалу идет среди лугов, потом — по какой-то болотине.

Дорога хорошая, движение не очень плотное, зато начался мелкий дождик.

Километрах в десяти от Северодвинска меняли асфальт, останавливая порядно движение, из-за чего собралась феноменальная пробка, которую мы благополучно объехали по обочине.
Машины опасно кидались в нас гравием из-под колес.

Наконец 38 км от Архангельска позади, и мы устраиваем фотосессию у стелы на въезде в Северодвинск, хотя сам город начинается километров через 5.

На велокомпьютере 52км. Время 18.14.

Смотрим в карту — решаем прокатиться на остров Ягры — посмотреть на море.
На этом острове некогда была пристань святого Николая, которая до возникновения Архангельска выполняла функции первого русского торгового порта. Сейчас же здесь городской пляж и судостроительные предприятия.

Город поначалу производит впечатление жесткого индастриала. Грязные здания ТЭЦ и циклопические корпуса верфей производят жутковатое впечатление.
Мост, соединяющий берег и сам остров — идеальная декорация для съемок фильмов про войны роботов.
На этом мосту нас застал ливень. Быстро сбежали с проезжей части и залезли под тент.
Со стороны, наверное, смотрелись бомжами. Проходящий по мосту народ посмеивался над нами.
Чтобы согреться открыли вискарь, который, слава богу, не выпили в поезде. Дождь перестал минут через 40. Поехали дальше. По пути на протяжении ста метров встретилось две аварии. Народ, наверное, крепко отмечал праздник.
Выезд на пляж не однозначный. Пришлось продираться дворами и тропами.
На берегу праздник был в полном разгаре, полным-полно народу.
Ветер разогнал тучи, открыв вечернее солнце. Стало теплей и веселей. Вышли на берег, бросили велики, побродили по морю.
Чувство восторга так и распирало.
Отметили радость вискарем, решили никуда уже сегодня из города не ехать.
Покатились по кромке моря и наткнулись на серф-станцию! Это на белом-то море!
Пообщались немного. Кайтинг еще в этих местах не утвердился.
Проехали еще немного и уперлись в далеко уходящий в море деревянный волнорез, который, наверное, обозначал начало заводской территории.
Попытка искупаться вылилась в стометровый забег по мели. На мелководье вода прогревается градусов до 18, в остальных же местах в воду не зайдешь.
Вскоре подъехала в хлам разбитая девятка, будто только что из аварии, и из нее вылезла публика, называвшая своих барышень не иначе как курвами. Барышни, видимо, были не против.
Чуть было не произошел неприятный инцидент.
Собравшись, поехали искать гостиницу. По пути посмотрели циклопический завод «звездочка» и обогнали группу всадников.
Однако с гостиницами нас ждал облом. В это время проходила присяга, и все места в гостиницах были забиты родителями бойцов. Единственно приемлемый вариант был «Никольский посад», что в центре города. Номера по 700 рублей (2005 год), зато здание свежее. С великами селят без проблем.
Пытались безуспешно найти себе досуг. Поужинали в гостиничном кафе. Вышли на улицу, побродили, но не нашли ничего примечательного.
Завтрак сделали на горелке в номере.

За день проехали 66 км.

День второй: Северодвинск-Солза
Первые проблемы

Встали в 9, выехали в 10.
Планировалось изучить возможность движения по берегу от Северодвинска до Нёноксы и дальше.
От деревни Солза до села Нёнокса расположен полигон ВМФ. Теоретически, для посещения этой зоны, требуется пропуск. Но понять где его получить в Северодви