Город Сортавала. Мраморный Карьер. Рассказ о дайвинге

Моя машина выезжает из города и берёт курс на Сортавалу. Автомобиль явно перегружен, предусмотрено всё, от шестигранника для разборки регулятора до лебёдки, на случай если машину придется затаскивать на скалу. Рядом супруга Юля, она же помощник, она же фотограф, да и просто замечательная женщина, согласитесь, что не каждая жена поедет за 300км, для того чтобы […]

дайвинг в мраморном карьере

Моя машина выезжает из города и берёт курс на Сортавалу. Автомобиль явно перегружен, предусмотрено всё, от шестигранника для разборки регулятора до лебёдки, на случай если машину придется затаскивать на скалу. Рядом супруга Юля, она же помощник, она же фотограф, да и просто замечательная женщина, согласитесь, что не каждая жена поедет за 300км, для того чтобы её муж осуществил свою бредовую идею, да ещё и в день своего рождения.

Дорога плохая. Идёт снег, под снегом лёд, который никто посыпать не собирается. Едем 50/60 км в час. Подъезжаем к Сортавале, 8.30 утра вместо расчётных 6.30. Ну как есть так есть, гостиница, сон 3 часа, завтрак в местном ресторанчике и вперёд. Карьер встретил меня мрачной погодой, свинцово-чёрной водой и отменной видимостью. То, что видимость лучше, чем летом, было заметно даже, не спускаясь к воде. Стараюсь всё делать быстро, погружаться в сумерках как-то не хочется.


Из снаряжения:

* не стандартная компоновка из трёх баллонов
* два регулятора — Аквалунг и Посейдон
* три фонаря, основной Вега 2 /20Вт
* две катушки, одна большая для ходовика и маленькая аварийная

Опыт предыдущих погружений показал, что использовать под ходовой конец верёвку диаметром 1,5 — 2мм в этом месте опасно, это всё-таки шахты, а не пещеры естественного происхождения. В шахтах могут оказаться предметы способные повредить или даже порвать тонкий ходовой конец. По этому для этого погружения была изготовлена специальная катушка, соответствующего размера, на которую поместилось 110 метров верёвки диаметром 6 мм. Такую верёвку не страшно натягивать, находясь в 110 метрах от входа.

Быстро надев на себя снаряжение и на какой то момент ощутив всю прелесть технодайвинга (по расчётам получалось около 80 кг) я прыгнул в воду. Температура меня порадовала +5, по крайней мере, не 0 как на Белом. Давление в баллонах упало с 260 до 220 атм., но я так и рассчитывал. Проплываю метров 100 по поверхности и начинаю погружение вдоль отвесной скалы. С самого начала что-то не заладилось, промахиваюсь мимо входа, разворачиваюсь, плыву обратно, вход найден, но не отстёгивается карабин ходовика основной катушки, в конце концов он падает в ил, через минуту я его нашёл и поставил на место, но к этому моменту моя возня вызвала приличное облачко мути. Хорошо, что место крепления ходовика было в нескольких метрах от входа в пещеру.

Вход в пещеру No.1, назовём её пока так, заслуживает особого внимания. Это единственная штольня, имеющая вход в виде горизонтальной щели шириной 2,5 и высотой 0,8 метра. Подплыв в плотную, я провёл по периметру фонарём, стараясь сопоставить высоту прохода со своими габаритами. Вспомнились слова Юли, которая сухо заметила на берегу, что с моей компоновкой баллонов ширина узостей должна быть не менее одного метра. Да, метра явно не было, но пробовать надо. Имея некоторый опыт прохождения этой узости с обычной компоновкой баллонов, я позволил себе нарушить правило прохождения узких участков в пещерах и решил плыть головой вперёд. Это делалось для того, чтобы не протискиваться в слепую. Первые попытки, как и следовало ожидать, не увенчались успехом. Верхний баллон ударялся о потолок, а живот упирался в нижний край. Был ещё один вариант — полностью снять аппарат, но у меня была громоздкая катушка, которую я передвигал наподобие того, как спецназовцы передвигают свой автомат во время про ползания под натянутой верёвкой. По этому, вариант со снятием аппарата я решил оставить на крайний случай. Верхний край щели представляет собой монолитную скалу, а нижний груду обломков размером 30-40 см. Поднять, а тем более привсплыть с таким камешком не реально, зато его можно перекатывать перед собой, что и было сделано. Переместив, таким образом, несколько камней я более менее расчистил себе проход и, совершая целый ряд несуразных движений, дециметр за дециметром стал просачиваться вперёд. С верху стучал баллон, снизу тёрлись фонарь, аварийная катушка и пряжки от моего компенсатора, видимость упала сантиметров до 50. Неожиданно всё стихло, видимость стала лучше, и я повис сантиметров в тридцати от дна. Ура я в пещере! Отплываю ещё на несколько метров вперёд, фиксирую катушку и натягиваю ходовик.

Назад оглядываться совершенно не хочется, но любопытство берёт своё, оглядываюсь, выход представляет собой мутное пятнышко без очертаний, но хорошо, что хоть как-то светиться. В этот момент по моему
плану я должен проверить плавучесть, взглянуть на манометры, проверить работу всех фонарей и принять решение — идти или не идти. Однако после такого захода вопрос отпал сам собой, в любом случае придётся ждать, пока осядет вся муть. Стрелка на манометре показывает 180, не плохо, можно израсходовать 80 в один конец и перейти на второй регулятор, оставив тем самым резерв в основном аппарате и не нарушая святая святых — правила одной трети. Проверяю свет, всё в порядке. Пристегнув основную катушку к правой руке и поддув компенсатор, я с абсолютным спокойствием поплыл в глубь пещеры. Катушка работала отменно я не чувствовал ни какого сопротивления, а в начале мне казалось, что если катушка большая то с ней будет трудно работать, на практике всё на оборот. Через достаточно короткий промежуток времени прямо по курсу появилось еле заметное белое пятно, с начала я подумал, что это отражается свет моего фонаря, но пятно не перемещалось за лучом, ещё через минуту я понял, что это свет который проникает в пещеру от куда то с сверху. Подплываю ближе и понимаю, что это награда за мои мучения, я нахожусь на дне хорошо знакомого мне по предыдущим поездкам, колодца. Колодец представляет собой вертикальную штольню прямоугольного сечения 4 на 6 и глубиной 35 метров, заполнен водой на 11 метров. Вода имеет голубоватый оттенок и настолько прозрачна, что мне видно даже мельчайшие камешки на 35 метровой высоте. Всплывать не стал, вспомнил, как мы развлекались в прошлый раз, бросая в колодец камни различных размеров. В общем, сижу на дне и наслаждаюсь видом. Останки бедной коровы, которая, по словам местных аборигенов, упала в колодец несколько лет назад, я не обнаружил. Сомневаюсь, что бедное животное проплыло под водой через всю пещеру, протиснулось через узость и благополучно выплыло в карьере, скорее всего оно просто убежало от нерадивых хозяев. Смотрю на катушку, размотано только половина верёвки, значит расстояние от входа всего 50-60 метров, а я рассчитывал на 110. Начинаю рыскать фонарём и достаточно быстро нахожу небольшой проход, примерно 1,5 на 1,5 метра. Вплываю внутрь и попадаю в крохотный гротик, площадью 15-20 м2. Всё, это тупик, т.к. других проходов нет, то можно сказать — конец пещеры. По середине грота, лежит какая то конструкция из брёвен, за неё и будем крепить ходовой конец. Положив катушку на дно, я принялся перерезать верёвку. Процедура эта оказалась несколько сложнее, чем я предполагал, со стороны можно было подумать, что человек перерезает металлический пруток с помощью нажевки. Конструкция из брёвен сдвинулась и сразу появилась муть. В какой то момент мне показалось, что освещение померкло, но я ещё видел ходовой конец, по этому не прерывал работу. Через несколько секунд я всё же решил подсветить ходовик основным фонарём, и тут до меня дошло — Вега погасла. Я решил не доставать запасной фонарь т.к. видимость падала с каждой секундой, мои пальцы различались с трудом, и надо было быстрее фиксировать уже отрезанный ходовик. Ещё немного, ходовик зафиксирован и подтянут. Осталось забрать катушку с оставшейся верёвкой и убираться из этого склепа. Держась за ходовик левой рукой, начинаю шарить правой по дну. В том месте где, как я думал, должна быть катушка её не оказалось. Только сейчас я понял, что совершил ошибку. Катушку следовало пристегнуть к компенсатору, а не оставлять на дне, даже на расстоянии вытянутой руки. Сделав несколько попыток и уменьшив видимость до нуля, мне стало понятно, что без маленькой катушки не обойтись. Сразу хочу заметить, что ситуация не была аварийной, я мог в любой момент отказаться от поиска катушки до следующего сезона и спокойно вернуться по уже натянутым перилам, конец которых я сжимал в левой руке. Но бросать только что сделанную, специально для пещерных погружений, катушку очень не хотелось. Упражнение под названием <Кошмар спелеоподводника> или просто потеря ходового конца я проделывал на тренировках в бассейне не один раз, без маски и с закрытыми глазами. Здесь всё тоже самое с той лишь разницей, что найти надо не ходовик., а не послушную катушку. Фиксирую маленькую катушку в месте крепления ходового конца и отплываю в сторону, делая полукруг. В этот момент я вспомнил, что моё освещение состоит только из крохотного фонарика, закреплённого на маске и мощностью 2 Вт. Достаю запасной фонарь, мутное пятно перед моими глазами стало более ярким, видимость такая же нулевая, но всё-таки с двумя фонарями как-то спокойнее. Где-то глубоко в душе пробежал холодок, не является ли данная ситуация началом цепочки событий с
печальными последствиями. Катушка нашлась совсем не там, где предполагалось её найти, было понятно — ориентация в пространстве потеряна окончательно. Пристёгиваю её к компенсатору, сматываю маленькую катушку и выхожу из грота по ходовому концу. Прозрачная вода пещеры и свет, падающий из колодца, полностью меня успокоили. Манометр показывает 120, значит, на второй регулятор можно не переходить. Вегу так и не удалось реанемировать, но это абсолютно не тревожит. Плыву к выходу, по дороге пытаясь натягивать проложенный ходовик. Подплыв к щели, я обнаружил, что муть почти исчезла, в карьере, на глубине до 15 метров, она состоит из хлопьев, которые быстро оседают. Со второй попытки я проплываю через проход и с чувством полного удовлетворения плыву к месту спуска. Установка буйка перед входом, прошла без каких либо приключений.

* Общее время дайва-1 час
* В пещере-36 минут
* Глубина в пещере — 11 метров, практически не меняется
* Видимость в пещере — 15 метров
* Длина ходового конца — 56 метров

Источник текста и фото