Петрозаводск. Соломенное. Антипасха

В первое воскресенье после Светлого Воскресения Христова, именуемое Антипасхой и Фоминым воскресеньем, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил Божественную литургию в Сретенском храме микр. Соломенное. Фоторепортаж.Восьмой день по Пасхе празднуется особо как окончание Светлой седмицы. Он составляет как бы замену Пасхи, оттого и назван Антипасхою, что значит вместо Пасхи. В этот день Святая Церковь вспоминает […]

Карелия

В первое воскресенье после Светлого Воскресения Христова, именуемое Антипасхой и Фоминым воскресеньем, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил Божественную литургию в Сретенском храме микр. Соломенное. Фоторепортаж.

Восьмой день по Пасхе празднуется особо как окончание Светлой седмицы. Он составляет как бы замену Пасхи, оттого и назван Антипасхою, что значит вместо Пасхи. В этот день Святая Церковь вспоминает явление Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам, а особенно апостолу Фоме.
Карелия
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним, став одним из двенадцати учеников Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры». На восьмой день после Воскресения Господь явился ему и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул святой апостол.

– Это евангельское повествование изложено апостолом евангелистом Иоанном Богословом для того чтобы передать нам слова самого Господа, – сказал в своей проповеди Архиепископ Мануил, – Который сказал Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Эти слова обращены к нам, потому что две тысячи лет прошло после Воскресения Христова. И блаженство наше никто отнять не может, только мы сами, если будем совершать много грехов.

Также Владыка Мануил поздравил духовенство и мирян с праздником Светлого Воскресения Христова и поблагодарил казаков хуторского казачьего общества «Прионежское» Терского казачьего войска (атаман – В. М. Мостовой) за постоянно оказываемую помощь приходу Сретенского храма.


ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
микрорайон Соломенное

Каменная церковь в пригородном поселке Соломенное освящена во имя великого христианского праздника, чествующего единственную в мире Встречу, которая навеки запечатлелась в евангельском повествовании.

Сретенская церковь – древнейшая из сохранившихся в Петрозаводске. Если на тянущийся шпилем ввысь, сияющий золотом крестов, светлый и величественный храм посмотреть с какой-нибудь высокой точки, со стороны, то гармоничная слитность его с окружающим пространством, поразит современного человека. Удивительно, настолько был точным глаз и художественное чутье его строителей. Стоящая на монолитном камне на берегу пролива, соединяющего Логмозеро с Онежским озером, двухсотлетняя церковь кажется выплывающим из глубины столетий прекрасным кораблем.

До наших дней сохранилась древняя история поселка Соломенное. В старину на этом месте был мужской монастырь, основанный в конце XVI столетия во времена царя Федора Иоанновича. Его не обходил своим вниманием самодержец Российского государства Петр I, вводивший на Руси новые европейские порядки, но тянувшийся и к ее святой старине. Не раз молился он в соломенских храмах, которые при его наследнице Екатерине II, упразднившей в 1764 далекий от столицы монастырь, превратились в приходские.

Новую каменную Сретенскую церковь в Соломенном, облик которой воссоздан в наши дни, построил по завещанию своего отца Якова олонецкий купец Илья Кононов в 1775 г. В конце XVIII века Илья Яковлевич на месте сгоревшего деревянного возвел в 1781 году еще и Петропавловский каменный храм с двумя приделами: во имя св. пророка Илии и св. праведной Анны. Здесь же, с его южной стороны супруги Кононовы, щедрые благотворители Сретенских церквей, и были похоронены, оплаканные их многочисленными прихожанами.

Для украшения Сретенского храма купец не жалел денег. Это сейчас современный скороспелый богач спешит огромные средства потратить на свои собственные бесчисленные причуды и забавы, словно собирается прожить на земле тысячу лет. Веровавший в Бога и жизнь вечную Илья Кононов Дом Божий украшал с трепетной любовью. По его приглашению иконостас расписывал иконописец Кайдалов. Храм весь светился. От мерцающих лампадок и горящих свечек блестели украшенные драгоценными камнями венцы икон, помещенных в золотые рамы и киоты из красного дерева. Прихожане, и бедные, и богатые, любили свой дивно украшенный храм. При восстановлении Сретенской церкви п
осле пожара в 1913 году ее внешний вид был изменен.

В церковной летописи за 1867 год записано, что со времен пустыни при церквах хранился кожаный пояс с шелковыми кистями, по преданию, пожертвованный царевной Софьей Алексеевной.

В советское время соломенские храмы были безжалостно разграблены властью, действовавшей вроде бы от имени народа. Но во имя братства и справедливости, как писал Г.П. Федотов, бушевали «ненависть, алчность и вожделение». Грабеж прикрыли мудреным юридическим термином – «реквизиция». Затем гонители христианства стали разрушать церковную жизнь в поселке. В 30-х годах с храмов сняли купола; Сретенская церковь Заозерского сельсовета Прионежского района была закрыта 19 августа 1931 года и перестроена под школу. Петропавловский храм окончательно закрыли позже – в хрущевское время, в 1962 году.

Но сломить Церковь грубым насилием не удалось. Начались новые времена. В 1996 году Сретенский храм году возвратили Православной Церкви. Но от первоначального архитектурного образа церковного здания не осталось даже следов. Многочисленные переустройства нанесли храму глубокие раны. Трудно было даже представить, каким он был еще в начале XX века. В наследство от прежней власти православные верующие поселка получили невзрачное двухэтажное здание, изуродованное переделками, лишенное куполов, колокольни и высоких стрельчатых окон… 24 ноября того же года епископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил водосвятный молебен на начало восстановительных работ, а 7 января была совершена праздничная Божественная литургия.

В 1999 году у соломенского прихода появился благотворитель — фирма ОАО «АВ Инвест». Ее генеральный директор, Роберт Сергеевич Ан, более чем кто-либо озаботился восстановлением старинной церкви на его новой родине. Затем правительство Карелии, мэрия Петрозаводска и другие жертвователи пошли по стопам благочестивого купца Ильи Кононова – возрождали древнюю святыню Петрозаводска совместными усилиями. Ныне восстановленный всем миром храм красив не только внешне. Он восхищает и своим уникальным для Петрозаводска внутренним убранством — удивительным трехъярусным резным иконостасом, созданным палехскими мастерами.

15 февраля 2006 года, в день Сретения Господня, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, совершил в храме праздничную Божественную литургию. Владыка поздравил прихожан с престольным праздником их обновленного храма и преподал многочисленным богомольцам, собравшимся в этот день, свое архипастырское благословение.

По словам настоятеля храма иерея Павла Лехмуса, это уже третий престольный праздник, который приход встречает в обновленном храме. И постепенно размеренность жизни церковной и приходской навевает некоторые оттенки обыденности. «Мы стараемся эту обыденность гнать, поскольку православному христианину подобает постоянно возрастать в духовном делании, каждый в меру своих сил и возможностей».

Если сравнить с приходами городскими хотя бы Крестовоздвиженского собора или Екатерининской церкви, которые практически никогда не закрывались, а потому наполнены устоявшимися традициями, приход Сретенского храма возобновлен сравнительно недавно. И в то же время, как подчеркнул о. Павел, приход имеет в своем основании древнейшую историю, связанную с историей Соломинской пустыни и подвигами Кассиана Соломенского. Эти отеческие традиции в крае, на долгие годы оставленном без духовного попечения, требуют сегодня возрождения.

Еще в XIX веке на Логморучье, в Заозерье стоял крест, сгоревший от удара молнии, рассказывает одна из прихожанок храма. Его восстановили, но в советское время снова разрушили и построили где-то рядом с этим местом птичники, которые тоже не сохранились. Сегодня здесь пустырь, но раньше здесь была монастырская земля, стояла монастырская мельница Петропавловской церкви. На этих землях веками совершалась молитва, а ныне здесь намерены построить химический завод пластмасс. Едва ли с этими планами согласятся местные жители.

У прихода Сретенского храма немало проблем и сегодня. Нужен приходской дом – для библиотеки, воскресной школой, благотворительной столовой и иконописной мастерской. И разве не странно прихожанам нуждаться в подобном, имея в непосредственной близости от храма четыре бывших церковных здания? Но пока даже малая часть наследия не возвращена законным хозяевам. Может быть, со временем придет, наконец, понимание того, что храм – это не только стены, но и люди тоже. Дай Бог!

В 2003 году 300 летний юбилей г
орода начался с древней традиции – освящения Сретенского храма

Источник текста и фото