Архангельская область. Лешуконский р-н. Ущельский монастырь

Удивительны места Лешуконья, Удоры и Мезени. А удивительны они своей труднодоступностью и малоизученностью. Уверен, что в ближайшее время в эти края ожидается настоящее паломничество. Целых полгода этот район отрезан от большой земли. Летом сюда можно добраться только водным транспортом (как раз это надо будет проверить в ближайшее лето), зимой же — по трем официальным зимникам […]

путеводитель по Карелии

Удивительны места Лешуконья, Удоры и Мезени. А удивительны они своей труднодоступностью и малоизученностью. Уверен, что в ближайшее время в эти края ожидается настоящее паломничество. Целых полгода этот район отрезан от большой земли. Летом сюда можно добраться только водным транспортом (как раз это надо будет проверить в ближайшее лето), зимой же — по трем официальным зимникам (что мы и проделали в марте 2006 года в составе небольшой познавательной экспедиции на двух внедорожных автомобилях).

Достопримечательным местом на средней Мезени по своей древности, живописному положению и политическому значению было селение Ущелье. На этом месте в течение 150 лет существовал мужской монастырь, основанный иеромонахом Соловецкого монастыря Иовом. Где и когда родился сей угодник Божий, остается неизвестным. Известно только, что он носил фамилию Мазовского и отца его звали Патрикием. Впоследствии он ушел в Соловецкий монастырь. Там и принял монашеский постриг с именем Иова. 10 ноября 1607 г. по приезде на Соловки в одном из монастырских храмов — Благовещенском — митрополит Новгородский Исидор посвятил Иова в иеромонаха. После этого Иов жил в Соловецком монастыре еще семь лет, а затем в 1614 г. с благословения настоятеля навсегда покинул Соловки в поисках уединенного пустынного жительства.
вв часовеке ежуга


Место, где поселился преподобный Иов, находилось на стыке трех рек: Мезени, Вашки и Ежуги. Там «на крутом, картинном мысу, или щелье (т.е. речном мысу)» преподобный Иов поставил деревянную часовню в честь праздника Рождества Христова и собрал достаточное количество братии.

Монастырь, основанный преподобным Иовом, был второй мужской обителью, появившейся в тех краях. Другой монастырь, Троицкая Чирцова пустынь, возникший несколько раньше, находился «в Юромском стане, ниже по Мезени». Однако основание в этих краях еще одной обители стало, несомненно, важным событием в распространении Православия на Лешуконье. Становление Ущельского монастыря шло непросто. У него не было ни собственных земель, ни угодий, ни средств, чтобы вести строительные работы. Поэтому первые его насельники терпели всевозможные лишения. Из-за отсутствия средств на возведение монастырских построек они вынуждены были жить в домах своих родственников.

Чтобы обеспечить безбедное существование обители, Иов просил царя Михаила Федоровича пожаловать им «то пустое (не занятое никем) место — Ущелью от Ежуги реки горную землю, да вверх по Мезени до Ижорской виски, да Ижорскую виску для рыбной ловли, да черного лесу по две версты в гору и два островка присадные на Мезени, да рыбные же ловли на Мезени против Ущелья дати на оброк (за пять алтын ежегодно) к Рождеству Христову для монастырского строения».

Грамотою от 14 августа 1615 года царь пожаловал просимое.
В «Подлинной писцовой книге погостов, сел и деревень в государевых черных волостях Кевроля и Мезени» 1623 года, хранящейся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, записано: «У Важки монастырь стал после писцов на данной важкинских крестьян земле в 122 (1614) году. В нем церковь Рождества Христова деревянна вверх нова поставлена в 130 (1622) году, в ней образ местный Рождество Христово. На монастыре же в келье строитель Иов, да в четырех кельях братии восемь старцев, да двор скотиный. Пашни паханные худые, земли четверть с осьминою в поле. Дань и оброк не положены, потому что строит его строитель внове».

После того, как у Ущельского монастыря появились свои угодья, он стал расти и строиться. Вместо деревянной часовни в нем появился храм в честь Рождества Христова. Конечно, тоже деревянный, какими чаще всего и бывали храмы северных обителей. Братия переселилась из изб в кельи. Разумеется, строился монастырь силами тех, кто жил в нем — монахов и послушников. Вместе они рубили здания, возделывали землю, заготовляли сено. Работы эти, в которых участвовали все насельники монастыря, назывались «общими послушаниями». Известны имена управителей обители до 1692 года.

Спустя 13 лет после того, как царь Михаил Федорович одарил Ущельский монастырь угодьями, в обитель пришла беда. 5 августа 1628 года, в отсутствие братии, находящейся на сенокосе, Иов «потерпел убиение от разбойников». Думая, что в монастыре есть деньги, и, надеясь ими поживиться, они угрозами старались выпытать их у препо