Иконопись древней Карелии

Раздел иконописи относится к наиболее ценным и интересным частям экспозиции музея изобразительных искусств Карелии. В трех залах представлены лучшие памятники собрания, характеризующие развитие иконописи Карелии от XV до середины XIX вв.В первом зале экспонируются иконы XV — первой половины XVI вв., когда искусство Великого Новгорода и его традиции определяли становление и развитие иконописи Обонежья. К […]

 Иконопись древней Карелии
Раздел иконописи относится к наиболее ценным и интересным частям экспозиции музея изобразительных искусств Карелии. В трех залах представлены лучшие памятники собрания, характеризующие развитие иконописи Карелии от XV до середины XIX вв.

В первом зале экспонируются иконы XV — первой половины XVI вв., когда искусство Великого Новгорода и его традиции определяли становление и развитие иконописи Обонежья. К числу наиболее известных памятников XV столетия в собрании музея относятся «Богоматерь с Младенцем» из деревни Усть-Колода (Кубово), «Пророк Илья», «Апостолы Петр и Павел», «Пророк Илья в пустыне» из деревни Пяльма Пудожского района, «Успение» из деревни Васильево Медвежьегорского района и другие. Представляет значительный интерес полностью сохранившийся семифигурный Деисусный чин раннего XVI в. из деревни Пулозеро Беломорского района. Широко известным памятником северного искусства рубежа XV — XVI вв. является икона «Св. Власий» из села Мегрега Олонецкого района. К характерным для Обонежья произведениям XVI в относятся «Покров» из Заонежья и «Чудо св. Георгия о змие» из деревни Кукасово (Пирзаково) Пудожского района. В их иконографии, художественном строе и цветовом решении преобладают приемы, ставшие в этот период уже во многом архаическими.

Неизвестный автор. Пророк Илья в пустыне
Конец XV — начало XVI веков. Дерево, темпера, золочение. 57 x 41,8 x 2,3


Второй зал экспозиции посвящен развитию искусства Обонежья и Поморья второй половины XVI — середины XVII в. В этот период иконопись наиболее развитых областей Севера активно впитывала стилистику складывающегося общерусского искусства с ее развернутыми, многофигурными композициями. Примерами претворения новых тенденций может служить икона «Покров» второй половины XVI в. из Кижского погоста. Экспонируется также редкая для Севера подписная икона мастера Игнатия Пантелеева «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием» 1647 г. из Водлозерско-Ильинского погоста, своей повышенной декоративностью отвечающая тенденциям развития иконописи XVII в. К творчеству Игнатия Пантелеева относятся и представленные в экспозиции «Царские врата» того же происхождения, сохранившие все свои составные части (две створки, сень и столбики). В этом же зале экспонируется монументальный «Спас в силах» раннего XVII в. из поморского села Ковда — замечательный памятник иконописи, возникший под влиянием художественных традиций Соловецкого монастыря.

В завершающем зале экспозиции раскрываются пути развития иконописи второй половины XVII — середины XIX вв., когда «северные письма» переживают золотую пору своего развития. В произведениях данного периода особенно ярко проявляется воздействие народной культуры и крестьянского понимания традиционных иконописных образов. Благодаря значительному количеству сохранившихся произведений стало возможным рассказать о развитии иконописи в нескольких основных историко-культурных областях Карелии — Заонежье, Пудожской земле, Олонецком крае, Сегозерье и Поморье. В особом разделе представлены памятники старообрядческого письма конца XVII — XIX вв., которые как правило, нечасто попадают в экспозиционные залы музеев.
Иконопись этого времени отличается особым богатством стилевых вариантов. К наиболее интересным экспонатам раздела относятся «Св. Никола Можайский, с житием» с летописной надписью 1667 г. из деревни Тамбицы Медвежьегорского района, «Св. Параскева Пятница» из деревни Лижмозеро Кондопожского района, редчайшие иконы из карельской деревни Пелкула Медвежьегорского района.

Иконопись Карелии, возникшая в русле традиций новгородской школы, со временем обрела свой неповторимый облик, впитав художественные традиции населяющих этот край народов.

Неизвестный автор. Успение
Конец XV — начало XVI веков. Дерево, темпера, золочение. 55,5 x 40,5 x 2,7

Иконопись древней Карелии

Источник текста
Источник фото