О камнях-следовиках на территории Карелии

Камень-следовик, который находится в районе дер.Погран-кондуши (Питкярантский р-н)Среди традиционных верований самых различных народов имеется группа представлений, связанных с памятниками, которые обобщенно можно характеризовать как малые формы наскальных изображений, а также наскальные знаки. Сюда относятся имеющиеся на отдельных камнях или скалах небольшие (как правило до 0,5 м) углубления в виде отпечатков ступней или рук человека, лап […]

путеводитель по Карелии

Камень-следовик, который находится в районе дер.Погран-кондуши (Питкярантский р-н)

Среди традиционных верований самых различных народов имеется группа представлений, связанных с памятниками, которые обобщенно можно характеризовать как малые формы наскальных изображений, а также наскальные знаки. Сюда относятся имеющиеся на отдельных камнях или скалах небольшие (как правило до 0,5 м) углубления в виде отпечатков ступней или рук человека, лап животных и птиц (так называемые камни-следовики, изображения крестов (камни-крестовики, различных размеров чашеобразные углубления (чашечные камни;, а также иные изображения подчас самого разнообразного xapaктера (например, изображения подков, стрелок, кругов, иногда со вписанными в них крестами и пр.;. Таким камням обычно сопутствовали различные легенды и предания, в которых происхождение изображений связывалось либо со святыми, либо, наоборот, с нечистой силой, либо с какими-то конкретными личностями. Многим камням приписывались целебные свойства; некоторые камни пользовались почитанием местного населения, около них совершались жертвоприношения и молебны, сооружались часовни. Регион распространения подобных памятников очень широк — они встречаются во многих странах мира, в том числе и в северо-западных областях России.

Серьезное изучение этих памятников началось относительно недавно, хотя отдельные сообщения о них в археологической и этнографической литературе появились довольно давно. Уже в XIX — начале XX в. был накоплен обширный материал, включающий сведения о довольно большом числе памятников , находящихся в различных губерниях России: Псковской,Тверской, Витебской, Волынской и др. 1 Имеются в литературе упоминания о таких камнях и на территории Карелии, около деревень Погранкондуши, Виданы и Таржеполь2 . В 20-40гг. нашего века интерес к изучению подобных памятников снизился. Единственная работа, посвященная камням-следовикам на северо-западе России, — статья Н.Г. Порфиридова, в которой обосновывается необходимость тщательного изучения следовиков, обращается внимание на то, что знаки на камнях в большинстве случаев не являются игрой природы3 . Активизация исследований в этой области произошла во второй половине 40-х гг. и была связана с деятельностью краеведов-энтузиастов С.Н.Ильина, А.С.Попова и др., которые исследовали подобные памятники в центральных и северо-западных районах России4 . Их работы привлекли внимание А.А.Формозова, опубликовавшего обобщающую статью по данной теме, где на примере интересного памятника – камня — «Щеглец», следовики интерпретируются как культовые памятники эпохи бронзы5 . В последнее время исследование перешло на стадию обобщения и анализа материалов по отдельным регионам: опубликован ряд статей, посвященных камням с изображениями в Литве, Эстонии, Латвии, Белоруссии, Псковской и Новгородской областях». В некоторых из этих работ высказывается справедливое суждение о необходимости вовлечения в научный оборот нового фактического материала, особенно по регионам, ранее не подвергавшимся подобному исследованию. Данная статья как раз и содержит информацию о нескольких камнях-следовиках, находящихся на территории Карелии, а также некоторые замечания по изучению этих памятников.
Как уже указывалось, камни-следовики на территории Карелии были известны у деревень Погранкондуши (Питкярантский р-н), Таржеполь (Прионежский Р-н; и Виданы Пряжинский р-н. В ходе исследований, проведенных в течение последних лет, была получена информация еще о целом ряде таких памятников, расположенных на территории Карелии (всего около 15;. Часть из них была обследована, о других собраны сведения, полученные от местных жителей. Самую многочисленную группу составляют камни-следовики: было обследовано пять следовиков, еще о семи — собраны сведения. Наибольший интерес представляет уже упоминавшийся камень-следовик недалеко от деревень Нижний и Средний Таржеполь Прионежского района. Беспалый след правой ноги (выделяется только большой палец) имеет небольшие размеры и располагается в верхней части камня неправильной округлой формы. По сообщениям местных жителей, ранее рядом с камнем находились часовня, а в религиозные праздники к камню приходили люди и клали на него монеты (этот обычай сохранялся до недавнего прошлого;. О часовне можно прочесть и в воспоминаниях священника В. Пидьмозерского, который был настоятелем
Таржепольского прихода в последние годы XIX в. . Он также сообщал, что местные жители считают, будто «… ступня на камне образовалась от прикосновения к нему пророка божия Ильи», и указывают на это как на «…знак особого благоволения к ним» данного пророка. Здесь же имеются сведения об использовании воды, скапливающейся в следе после дождя для течения «…каких угодно глазных болезней» (водой промывали глаза;. Помимо этого В.Пидьмозерский сообщает, что в день Ильи Пророка таржеполы совершали обряд «заклания животного (подобные обряды, как известно, были широко распространены в крестьянской среде севера России8 ). Имелась у таржепол и легенда об олене, которого послал Илья Пророк, чтобы накормить людей в голодное время. Суть обряда сводилась к следующему. Накануне и в день праздника местные жители приводили к церкви быков, баранов и других животных. Двадцатого июля (по нов.ст. — 2 августа), во время богослужения, часть из них закалывалась и варилась в большом котле, другая — продавалась, а вырученные деньги жертвовались церкви. Сваренное мясо ставилось в ушате на церковную паперть, где оно находилось до окончания обедни. После этого священник должен был освятить мясо, которое затем выносилось к народу. Вся процедура заканчивалась массовой сутолокой и давкой, поскольку толпа людей бросалась к ушату, стремясь заполучить свой кусок мяса и сразу же съесть его. Затем люди, по словам З.Пидьмозерского, с сознанием исполненного важного дела расходились по домам.
После расчистки территории, непосредственно примыкающей к камню, подтвердились сведения о денежных жертвоприношениях камню: было найдено девять монет достоинством от 2 до 20 копеек, самая ранняя датируется 1731 г.,самая поздняя-1952. Кроме того, обнаружены кованые гвозди, оконное стекло, куски сгнивших досок (вероятно, остатки часовни), два кострища мощностью 1-3 см, которые залегали на глубине 0,25 м от дневной поверхности и примыкали к камню с СВ и ЮЗ. Особый интерес представляет обрамляющая следовик кладка из камней. Всего она включала около 15 валунов небольшого размера и несколько плоских камней помельче. Глубина залегания кладки 0,1-0,3 м. По всей вероятности, кладка имеет искусственное происхождение.
Остальные обследованные камни-следовики менее информативны. Один из них обнаружен в дер. Андрусово (Олонецкий р-н), недалеко от развалин ранее — находившегося там монастыря. Углубление в виде беспалого следа человека(?)расположено в верхней части камня, имеющего неправильную округлую форму. На том же камне, у самой земли (восточная сторона), имеются маленькие углубления чашеобразной формы, возможно (как впрочем и изображение самого следа), естественного происхождения. Удалось зафиксировать следы существовавшей ранее легенды о Бесе, который во время пожара монастыря выскочил из него, горящей ступней наступил на камень и оставил след.

Другой камень-следовик находится в районе дер.Погран-кондуши (Питкярантский р-н), у тропы, ведущей от деревни у Ладожскому озеру, недалеко от берега.. Изображение человеческого следа находится на верхней боковой поверхности довольно крупного валуна, имеющего округлую форму. Схематично выделены пальцы — в виде кружков диаметром 1 -1,5 см. След направлен строго по ходу движения тропы, по направлению к озеру. Следующий камень располагался в дер. Шлямино на о.Волкостров Онежского озера. На камне неправильной округлой формы имеется массивное изображена следа какого-то животного. Пять выделенных «пальцев» имеют диаметры 5-6 см. Судить о его расположении на местности не представляется возможным, поскольку он был перемещен в ходе разработки сельскохозяйственного участка.
Наконец, последний из обследованных нами камней-следовиков находится на окраине с.Виданы Пряжинского р-на. Валун имеет неправильную овальную форму и лежит на левом берегу р.Шуя. В его верхней части видно плохо сохранившееся углубление,по форме напоминающее человеческий след, вероятно, естественного происхождения. Ориентация следа -з сторону реки ( на ЮЗ;. Информация об этом камне дается в статье Д. Островского . Там, в частности, указывается на существование у жителей с.Виданы легенды о Святителе Чудотворце Николае, который некогда прогуливался по полям виданчан и, переходя на другую сторону р. Шуи, наступил одной ногой на камень (где остался след), а другой перешагнул через реку и вошел в часовню, носящую его имя. Остатки этой часовни сохранились и поныне, как раз напротив камня по правому берегу реки, на небольшом полуострове, заросшем вековыми елями и соснами. Святитель