Мифы и реальность горы Вотто-Ваара

Лет двадцать назад один знакомый журналист сказал мне — никогда не пиши по горячим следам, но и не передержи материал. Ибо в первом случае могут преобладать эмоции и непроверенные факты, а во втором — материал может потерять свою остроту и актуальность.История, о которой я хочу рассказать, давняя, но, как мне кажется, за эти годы не […]

Вотто-Ваара

Лет двадцать назад один знакомый журналист сказал мне — никогда не пиши по горячим следам, но и не передержи материал. Ибо в первом случае могут преобладать эмоции и непроверенные факты, а во втором — материал может потерять свою остроту и актуальность.История, о которой я хочу рассказать, давняя, но, как мне кажется, за эти годы не только не потеряла свою остроту и актуальность, а наоборот, получает новый поворот и новое непредсказуемое по последствиям продолжение.

История эта наглядно показывает, как оказывается могут делаться научные открытия, и подтверждает давно известную истину, что образованность и порядочность, увы — присущи далеко не всем.
О горе Вотто-Ваара и ее культовых памятниках, я думаю, знают многие не только в Карелии, но и за ее пределами. В прессе и по телевидению публиковались и показывались материалы об этом по-своему своеобразному месту.
Разные авторы в меру своих возможностей зачастую со слов каких-то «очевидцев» пытаются приписать Вотто-Вааре несуществующие явления или придать горе очередной миф.

Не скрою, каждый новый материал о горе вызывает у меня не только известный интерес, но и возмущение. Для меня совершенно очевидно, что все эти публикации преследуют одну, ничего общего не имеющую с наукой, цель — а именно: подогревая интерес к Вотто-Вааре, приписывая ей несуществующие мифы и явления, пустить ее в коммерческий оборот.

А для этого уже недостаточно, чтобы говорить о Вотто-Вааре как о самом южном из пока известных мест сосредоточения культовых памятников — «сейдов». Но очевидно, желательно, чтобы и НЛО там приземлялись, и компас с часами там не работали, и птицы ее стороной облетали, и зверь там не водился и прочий, прочий бред.

Вот уж воистину, все средства хороши, и чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят.

Бог с вами, «деятели» от науки и разного рода проходимцы.

Не будь Вотто-Ваары, вы бы все равно нашли объект приложения своих сил. А интересовать она вас будет до тех пор, пока на ней можно будет заработать.

Впрочем, все по порядку…

Когда в 1978 году я стал заниматься поисковой работой, я и не предполагал, что это станет неотъемлемой частью моей жизни. Но получилось так, что поиск следов партизанской бригады И.А.Григорьева, воевавшей в наших лесах летом 1942 года, и гора Вотто-Ваара будут тесно связаны все эти годы.

И все эти годы надо будет доказывать, казалось бы, очевидные вещи. Но как оказалось, они никому не нужны были тогда и уже тем более не нужны сегодня.

Если вы спросите о Вотто-Вааре у жителей близлежащих поселков Гимолы или Суккозеро, уверен, большинство ничего толком не скажет. Если спросите о «Смерть горе», думаю, ответят многие, впрочем, и они вряд ли скажут, где она, и что на ней происходило.

В лучшем случае вам скажут: кто-то с кем-то воевал, и только.

Показателен в этом смысле случай, произошедший с одним из моих знакомых. Он привел на настоящую «Смерть-гору» своих сыновей и спросил: «Вы знаете, кто и с кем здесь воевал?», и получил ответ: «Русские с немцами и хохлами!»

Вот так, ребята, — как говорится, приехали.

У многих Вотто-Ваара и «Смерть гора» ассоциируются как одно целое.

В действительности это две разные высоты. Вотто-Ваара — это высота с отметкой 417 метров, а «Смерть гора» — это высота 264,9, что в пяти километрах юго-восточнее.

В статье «НЛО и тайны горы Вотто-Ваара» (Комсомольская правда, 30 апреля 2003 г.) автор пишет, что «второе название «Смерть гора» дали Вотто-Вааре местные жители из-за культовых жертвоприношений, которые когда-то здесь совершались». Очередной бред.

Вообще я посоветовал бы тем, кто будет писать на эту тему и ссылаться на местных жителей, указывать конкретные фамилии.

Действительность бытия многих моих земляков такова, что многие не помнят, что было вчера — не говоря уже о более раннем периоде или о каких-то жертвоприношениях.

Понятие «Смерть гора» или «Сопка смерти» в действительности связаны с высотой 264,9 и событиями, которые на ней происходили в конце июля 1942 года, а именно 12-часовой бой, гибель более ста партизан и командира бригады И.А.Григорьева. Отсюда и первое название «Сопка смерти».

В пятидесятых годах в районе высоты 264,9 велись лесозаготовки, и рабочие стали находить останки погибших партизан, среди прочего военного снар