Воттоваара — Челмужи. 2006г. Отчет

Пальеозеро, Поор-порог, сейды горы Воттоваара, порог Падун близ Медвежьегорска, урочище Сандормох, Беломоро-Балтийский канал, храм святого Николая в Повенце, челмужская коса. Двумя главными целями большого путешествия этого года стали гора Воттоваара, известная своими сейдами, и западная челмужская коса. Поэтому, преодолев 475 километров мурманской трассы и, традиционно заглянув в заповедник «Кивач», к вечеру мы достигли песчаного пляжа […]

путеводитель по Карелии

Двумя главными целями большого путешествия этого года стали гора Воттоваара, известная своими сейдами, и западная челмужская коса. Поэтому, преодолев 475 километров мурманской трассы и, традиционно заглянув в заповедник «Кивач», к вечеру мы достигли песчаного пляжа Пальеозера, где собирались сделать промежуточную стоянку.Пальеозеро
Первым сюрпризом для нас стали расположившиеся лагерем прямо на краю заброшенной взлетно-посадочной полосы запасного аэродрома стратегической авиации энтузиасты мотодельтапланеризма из Петрозаводска. Маленькие летательные аппараты лихо взмывали в небо на фоне малинового заката, приближая человека к давней мечте о свободном полете.
Полюбовавшись серебристыми крыльями механических птиц, мы выехали на берег Пальеозера, где нас поджидал следующий сюрприз.
В это время и в этих местах проходил очередной этап трофи-рейда «Карелия-2006». Соответственно, множество участников рейда заняли не только все имеющиеся свободные стоянки на берегу озера, а образовали целый палаточный городок, растянувшийся на пару километров вдоль пляжа.

Наша прошлогодняя стоянка оказалась занята, и нам пришлось воткнуться между двух стоянок рыбаков прямо на краю пляжа. Для единственной ночевки на Пальеозере место нас устроило и, не разбирая уложенных машин, мы поставили одну палатку, поужинали, искупались в озере и пошли спать.

Поор-порог
Утром следующего дня мы планировали поинтересоваться возможностью полета на мотодельтаплане, но, к сожалению, петрозаводские дельтапланеристы уже уехали, и было решено поехать смотреть Поор-порог, где обнаружилось невероятное количество машин участников трофи-рейда. Не без труда найдя местечко для своих автомобилей, мы пошли смотреть, как команды-участники преодолевают первый спецучасток трассы, проходящий ровно по скальной гряде бывшего водопада. Зрелище оказалось столь увлекательным, что незаметно для себя, мы потеряли там почти три часа и в сторону Гимольского озера выехали значительно позже, чем планировали.

Прибыв к вечеру в Гимолы, мы сразу же поехали на знакомый мыс. Нам повезло: место оказалось свободным и даже оборудовано закрытым полиэтиленом навесом, где удобно расположилась наша кухонная утварь.

Гора Воттоваара
На следующее утро после неспешного завтрака мы разгрузили «Ниву» и поехали через Гимолы к горе.

В это раз наличие gps-навигатора и занесенные заранее gps-координаты тригопункта на вершине горы сильно упростили нашу задачу. Преодолев более крутой западный склон, мы вышли к так называемому «амфитеатру» с небольшим болотистым озерком посередине. К нашему удивлению на вершине горы какие-то люди стояли лагерем. Отсняв несколько планов «амфитеатра» мы продолжили путь к триангуляционному знаку. Достигнув цели, мы отыскали геокешерский тайник, сделали запись в блокноте и аккуратно замаскировали следы своей деятельности.

Преодолев еще пару сотен метров, вышли на западный склон горы, откуда нашим взорам открылась потрясающая панорама озер, лежащих в голубой дымке таежных далей. Вид с большого камня на склоне очень напоминает картину из окна вертолета, летящего на высоте 300 метров. Захватывающе…

Отметив в навигаторе эту точку, мы двинулись в обратный путь. Пройдя мимо лагеря, в котором к тому времени остался только слабо тлеющий костер, мы спустились тем же путем, и вышли к оставленной у подножия горы машине. На обратном пути по обочинам дороги снова собирали грибы. Правда, в этот раз грибов было мало, в основном сухие и червивые, но на грибной суп набрали.

Вечером, лениво покидали удочку в заливчике за мысом, вытащили пару плотвичек, но тут же и отпустили обратно: на уху маловато, да и грибной суп еще не доели…

Водопад Падун
На четвертый день у нас был запланирован переезд от Гимольского озера через Юстозеро по старому мурманскому тракту до Медвежьегорска. По пути мы хотели посмотреть водопад Падун, докупить кое-какие продукты в Медвежьегорске, а также заехать в урочище Сандормох, где в 1937-1939 годах было расстреляно несколько тысяч заключе