Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит на острове Анзер

Храм Распятия Господня на Голгофе. Фото 2003гГолгофо-Распятский скит основал преподобный Иов в начале XVIII века. Известно, что около горы Голгофы издавна селились отшельники. Здесь построил келью постриженник Свято-Троицкого скита иеродиакон Паисий. Преподобный Иов, в то время строитель (скитоначальник) Свято-Троицкого скита, нередко находился у пустынника и во время одного из посещений был удостоен особого откровения: «… […]

Путеводитель по Карелии

Храм Распятия Господня на Голгофе. Фото 2003г

Голгофо-Распятский скит основал преподобный Иов в начале XVIII века. Известно, что около горы Голгофы издавна селились отшельники. Здесь построил келью постриженник Свято-Троицкого скита иеродиакон Паисий.
Преподобный Иов, в то время строитель (скитоначальник) Свято-Троицкого скита, нередко находился у пустынника и во время одного из посещений был удостоен особого откровения: «… в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Царицы Небесной: «эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит…. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Соловецкий патерик свидетельствует, что чудесное видение было 18 июня 1712 года.
Преподобный Иов начал заботиться об устроении скита. У него появились последователи и ученики. Жили они единодушно и питались от трудов рук своих. Преподобный Иов постоянно трудился, несмотря на преклонные лета, и был примером для братии. Насельники скита чтили духовный опыт и строгость жизни своего наставника. Преподобный Иов еще в 1710 году был пострижен в схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина).
В скит принимали всех желающих, объясняя им условия иноческой жизни. Новоначальный должен был сам построить себе келью. Пища была самая постная: хлеб с квасом, сухари, размоченные в теплой воде. В праздники на трапезе употребляли вареную капусту, горох, толокно, ягоды и грибы.
По воскресным дням насельники собирались на общую службу. Послушание признавалось первой из всех добродетелей. Братия проводили время в трудах, непрестанно совершая Иисусову молитву.
15 июля 1713 года архиепископ Холмогорский и Важеский Варнава благословил преподобного Иова с учениками начать строительство двух каменных церквей. Однако, по причине нехватки материалов и работников, строительство прекратилось. Преподобный Иов обратился к владыке за разрешением поставить деревянный храм.
Соловецкий архимандрит Фирс получил послание от царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, с просьбой и повелением проявить заботу о строительстве церкви на Анзере.

При участии монастырской братии храм был построен за одно лето. В августе 1715 года деревянная церковь освящена в честь Распятия Господня. От царского двора в храм прислали богатую церковную утварь, иконы и книги.
Слух о богатых царских вкладах распространился по окрестностям, и скит подвергся нападению разбойников. Братию избили, церковное имущество разграбили.
6 (19) марта 1720 года скит лишился своего настоятеля. Преподобный Иов (в схиме Иисус) мирно отошел ко Господу. Похоронили его у входа в церковь и над могилой поставили деревянную часовню.

По завещанию преподобного Иова, ученики его должны были построить каменный храм. К тому времени было собрано достаточно средств, но внешние причины помешали строительству. Насельники Свято-Троицкого скита не хотели допустить возвышения Голгофо-Распятского скита и начали притеснять пустынников. Иноки покидали скит, и он сделался столь малочисленным, что указом Священного Синода в 1723 году был приписан к Свято-Троицкому скиту.

Драгоценное для отшельников место не было оставлено и, по-прежнему, здесь селились в уединении иноки. В истории монастыря сохранились сведения о том, что в начале XIX века на Голгофе жили соловецкие подвижники схимонах Зосима и пустынник Феофан.
Жизнь Голгофо-Распятского скита возобновилась только через столетие. В 1826 году соловецкий архимандрит Досифей II направил в Святейший Синод прошение о восстановлении скита. • Храм Распятия Господня на Голгофе. Фото 2003 г.
В 1828 году на вершине горы Голгофы построена пятиглавая каменная церковь в честь Распятия Господня. Новый храм освящен 13 (26) сентября 1830 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На массивном валунном фундаменте была воздвигнута церковь в честь Распятия Господня, трапезная палата с приделом Успения Пресвятой Богородицы, кельи и колокольня. Над мощами преподобного Иов
а (в северо-восточном углу трапезной палаты) сооружена гробница. В XIX веке построены другие необходимые для скита сооружения: деревянный келейный корпус, здание для трудников, хозяйственные постройки.

Прежний деревянный храм был перенесен к подножию горы на место, где явилась преподобному Иову Пресвятая Богородица. В 1835 году храм освящен в честь Воскресения Христова. У стен его было устроено кладбище.
После возобновления скитской жизни устав был менее строгий, чем в прежние времена. Братии разрешалось по благословению вкушать рыбу и растительное масло.
Келейные и соборные молитвы, а также богослужения в храмах совершались непрестанно. Иноками попеременно день и ночь читалась Псалтирь о всех православных христианах, живых и усопших.
Количество насельников скита не превышало двадцати человек. Известно, что в 1880 году в скиту находилось восемнадцать человек братии: три иеромонаха, иеродиакон, монахи и послушники.
В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. Заключенные здесь подвергались бесчеловечным издевательствам.
Среди узников были православные священники и архиереи. 25 января (7 февраля) 1929 года, у алтаря храма в честь Распятия Господня, скончался от тифа священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский.
Скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника, но реставрация не проводилась.

1 июля (по новому стилю) 1994 года, в день явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову, архимандрит Иосиф и братия Соловецкого монастыря совершили Всенощное бдение, а на следующий день — Божественную литургию в храме Распятия Господня – впервые после возобновления монастыря.
3 июля 1994 года у подножия горы Голгофы был воздвигнут Поклонный Крест в память о всех пострадавших православных иерархах.
В июне 1999 года рабочая группа при Синодальной комиссии по канонизации святых установила место захоронения священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и обнаружила групповые захоронения периода Соловецкого лагеря. На месте погребений была отслужена панихида и поставлены могильные кресты. Честные мощи священномученика Петра (Зверева) были обретены 17 июня 1999 года за алтарем церкви Воскресения Христова и вскоре перенесены в Соловецкую обитель.
Ныне мощи священномученика Петра находятся в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского. На месте погребения священномученика поставлена деревянная часовня.
Святейший Патриарх благословил возобновление в Голгофо-Распятском скиту иноческой жизни (указ от 14 марта 2000 года). Скитоначальником был назначен иеромонах Евлогий (Стручалин). С 2000 года в восстановленном храме Воскресения Христова регулярно совершаются богослужения.
11 июня 2000 года обретены мощи преподобного Иова Анзерского, находившиеся под спудом в храме Распятия Господня, в левом (северном) приделе. В настоящее время честные мощи преподобного Иова покоятся в храме Воскресения Христова.
С 2001 года начато восстановление церкви Распятия Господня на Голгофе.

Соловецкий монастырь

Церковь Воскресения Христова. Фото 2001 г