Воттоваара (Смерть-гора)

Самая высокая точка западной-карельской возвышенности — гора Воттоваара, расположенная в Муезерском районе, в 15 километрах от поселка Гимолы, давно привлекала наше внимание. Написано о ней достаточно, причем мнений существует множество и самых разных. Кто-то считает Воттоваару святилищем древних саамов, святым местом, связанным с духами и прочими космическими энергиями. Кто-то — не более чем геологическим проявлением […]

Воттоваара

Самая высокая точка западной-карельской возвышенности — гора Воттоваара, расположенная в Муезерском районе, в 15 километрах от поселка Гимолы, давно привлекала наше внимание. Написано о ней достаточно, причем мнений существует множество и самых разных. Кто-то считает Воттоваару святилищем древних саамов, святым местом, связанным с духами и прочими космическими энергиями. Кто-то — не более чем геологическим проявлением деятельности ледника. Но все сходятся во мнении, что место это нужно видеть.
Вот и мы решили своими глазами увидеть гору и сейды… Изучив имеющиеся в сети материалы, приняли решение встать лагерем в районе Гимольского озера, а потом радиальным выездом достичь Воттоваары… И вот 12 июля 2004 года в полдень, наша компактная в этот раз группа, выдвинулась по мурманскому шоссе в сторону Петрозаводска. Объехав Олонец по недавно отстроенной объездной, мы к четырем часам миновали кольцевую развязку и пост ДПС около Петрозаводска и поехали в сторону Шуи. Руководствуясь атласом Карелии и миновав поселок Шуя, мы продолжили движение по трассе М-18, до Кончозера, где свернули направо, желая посетить широко известный водопад «Кивач». Проехав Большое Вороново, за населенным пунктом Березовка мы, к немалому своему удивлению, попали на отличную новую трассу, которая теперь и есть М-18 (по старым картам Р-15) и идет от Шуи через Кондопогу (или в объезд, не знаем), мимо Сундозера и далее на Мурманск.

Перед деревней Сопоха стоит дорожный знак — «Заповедник Кивач», а асфальтовая дорога привела нас к контрольно-пропускному пункту вышеупомянутого заповедника. Въезд на территорию, где имеется площадка для парковки, несколько кафе и сувенирных лавок обошелся нам в 50 рублей с человека.

Оставив машины на площадке, мы спустились к водопаду. Впрочем, Кивач — не самый большой водопад Карелии, скорее, самый известный и доступный, а потому особенного впечатления на нас не произвел. Сделав несколько снимков у водопада, мы осмотрели дендропарк, увидели воочию знаменитую карельскую березу и посетили музей природы, располагающийся на территории заповедника. В музее есть старые фотографии водопада, когда еще Кивач блистал во всей своей красе и мощи.

В музее природы продаются различные сувениры, в том числе и из карельской березы. Купив симпатичную деревянную вазочку, мы посчитали программу посещения заповедника исчерпанной и покинув знаменитый Кивач, двинулись по новому шоссе в сторону Гирваса, где планировали посмотреть Поор-порог.

Надвигался вечер, а нам хотелось проехать, как можно дальше по намеченному маршруту, и видимо, поэтому Поор-порог пролетели по шоссе, не заметив. Изучив карту, решили не возвращаться, а ехать дальше до Гирваса.

В Гирвасе сделали остановку на перекус, согрели на плите чайник и сварганили экспресс-обед из бич-пакетов. А пока грели воду, осмотрели гирвасскую ГЭС, шлюзы и прежнее, ныне сухое русло реки.

Закончив прием пищи, стартовали дальше. В Юстозере поворот на Поросозеро и начало длинной пустынной грунтовки. На всем пути до Совдозера нам встретились едва ли три машины.

Где-то около десяти вечера в районе Совдозера решили заночевать и продолжить движение утром следующего дня. Заехали в первый же попавшийся отворот к озеру и осмотрелись. В принципе для одной ночевки место нас вполне устраивало.

Распаковав минимум самых необходимых вещей, приготовили ужин, хлопнули коньячка и пошли наслаждаться закатом. Правда, в этих широтах в июле еще вовсю белые ночи и солнце скрылось за горизонтом буквально часа на два, да и то, так и не стемнело.

На следующий день не спеша позавтракали, собрались и продолжили движение к Поросозеру. Дорога изобилует крутыми поворотами, подъемы перемежаются заболоченными низинами. Иногда попадаются речки, мосты на которых изготовлены из отслуживших свое железнодорожных платформ.

Миновав Поросозеро, где военный патруль на армейском УАЗе проводил нас бдительными взглядами, к обеду мы достигли поселка Гимолы. Преодолев железнодорожный переезд, мы поехали искать место для лагеря на берегу Гимольского озера.

Первые отвороты к озеру привели к развалинам бывшей деревни и лодочным сараям, что нас совсем не порадовало. Но, проехав на север около трех километров, за мостом через речк