Страницы истории Важеозерского монастыря

 Спасо-Преображенский Важеозерский мужской монастырь (изначально именовался, как Задне-Никифоровская пустынь) расположен в красивом месте на вершине холма у подножия большого озера. Были времена, когда в обители подвизалось до ста человек. Преподобным Никифором был построен первый храм Преображения Господня. Затем был выстроен храм Успению Пресвятой Богородицы. Но в Смутные года начала XVII века, монастырь был полностью разорен […]

Путеводитель по Карелии

 Спасо-Преображенский Важеозерский мужской монастырь (изначально именовался, как Задне-Никифоровская пустынь) расположен в красивом месте на вершине холма у подножия большого озера. Были времена, когда в обители подвизалось до ста человек. Преподобным Никифором был построен первый храм Преображения Господня. Затем был выстроен храм Успению Пресвятой Богородицы. Но в Смутные года начала XVII века, монастырь был полностью разорен и сожжен польско-литовскими отрядами. Игумен Дорофей и десятки монахов приняли тогда мученическую кончину.


К 30-м годам XVII века, стараниями священника Феодосия и братии, оставшейся после разорения, был заново выстроен Успенский храм и новая колокольня. Но малочисленная братия бедствовала. По описи 1640-го года, при игумене Антонии в число братии входили: келарь, казначей, да 4 старца и 6 служек. Питались своими трудами. Приходу ни хлебного, ни денежного не было, так, что приходилось иногда скитаться, да милостыню просить.

В 1680 году на место строителя старца Варлаама поступил строителем старец Савватий. К этому времени дела в обители во многом исправились. Появилась добротная церковная утварь и другое монастырское имущество, разведено скотоводство. Число иноков да рабочих увеличилось до 22 человек. В это время в обители еще находились вериги преподобного Геннадия, впоследствии утерянные. Их хранили в часовне святого великомученика Никиты. В последние 15 лет XVII столетия строителями монастыря были: Ферапонт, Николай, Макарий, Варлаам и Сергий.

Но все-таки от польско-литовского разорения в Смутное время, обитель вполне так и не смогла оправиться. Братии было то больше, то меньше. В 1723 году она была приписана к Сяндемской пустыне. До штатов 1764 года Важеозерский монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю уже как пустынь. А в 1764 году игумена ея Тарасия перевели в Муромский монастырь, и пустынь была обращена в приходскую церковь Коткозерского погоста.

С 1800 по 1846 года Задне-Никифоровская пустынь вторично была приписана к Александро-Свирскому монастырю. В ней тогда из Александро-Свирского монастыря постоянно жили: один иеромонах, один иеродиакон, три монаха и несколько богорадников, под заведыванием старца, монаха Исаии. Тогда она была малопосещаемая.

В 1810 году, стараниями настоятеля Александро-Свирского монастыря архимандрита Иосифа, пустынь была обнесена деревянной, рубленой в террасы, оградой, в виде четырехугольника с башенками по углам. Вход в монастырь был с запада.

В 1846 году монастырь сделан был самостоятельным, со своим строителем. Начинает прибавляться братия. В обители к тому времени были, неизвестно когда выстроенные, две деревянные церкви: Преображения Господня, холодная, посреди монастыря с колокольней, и во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, теплая, ближе к северной стороне ограды. В самом углублении ограды, в юго-восточном углу, стояла небольшая деревянная часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобных основателей пустыни — Никифора и Геннадия. А рядом находилось братское кладбище, на котором особо указывались могилы братий, убитых вмести с игуменом Дорофеем литовцами около 1612 года.

Во второй половине XIX века в пустыне построили храм во имя преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских. А попечением святого праведного Иоанна /Кронштадтского/, посетившего пустынь в конце XIX века, была выстроена новая каменная церковь в честь Всех Святых.

Как Спасо-Преображенский Важеозерский монастырь, обитель начала возрождается по благословению Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, с середины 90-х годов XX века. Сохранились, а ныне отреставрированы и действуют два храма: Преображения Господня, деревянный, и в храм честь Всех Святых, каменный. В монастыре около 15 человек братии, регулярно совершаются богослужения.
(Составлено по материалам Е.Барсова)

Путеводитель по Карелии

Источник текста