Беломорск. Храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Погода в небольшом поморском городке Беломорске, расположенном в устье реки Выг, не часто балует жителей яркими солнечными днями. Рядом – студеное Белое море, в каменные берега которого упирается городская окраина. Рассыпан городок с 11-тысячным населением по островам, соединяющимся мостами, сооруженными без лишнего эстетства из бетона и железа во времена социалистического прошлого края. На живописных скалистых […]


Беломорск
Погода в небольшом поморском городке Беломорске, расположенном в устье реки Выг, не часто балует жителей яркими солнечными днями. Рядом – студеное Белое море, в каменные берега которого упирается городская окраина. Рассыпан городок с 11-тысячным населением по островам, соединяющимся мостами, сооруженными без лишнего эстетства из бетона и железа во времена социалистического прошлого края. На живописных скалистых берегах многочисленных Выгских рукавов сереют вездесущие панельные «хрущевки», кое-где украшенные назойливой желто-черной полосатой билайновской рекламой. Часто к ним ведут пыльные безасфальтные дороги с колдобинами. Но 1 июля 2006 года город со своей печальной архитектурой и бросающейся в глаза неустроенностью буквально преобразился. Он был щедро залит солнцем. Люди спешили на речной берег, где вода с веселым шумом и крупными брызгами преодолевает гранитные валунные пороги, и где своими свежевыкрашенными стенами белеет небольшая деревянная церковь.
В этот праздничный для православного Беломорска день Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил новый храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Приезд архипастыря стал для православных беломорчан самым радостным событием. Божественную литургию в новом храме украсил архиерейский хор, сопровождавший Владыку. Но Архиепископ Мануила отметил и достоинства церковного небольшого хора, певшего во время молебна, совершенного Владыкой вечером 30 июня, сразу же после приезда в Беломорск.
Внутри новый храм утопает в теплом свете деревянных стен. Свет льется и из его высоких окон. На северной стороне в оконной раме бушует на пороге река. В открытую дверь храма долетает звенящий шум неугомонной воды. Храмовый иконостас еще расписан не до конца. Над ним продолжает трудиться местный иконописец Сергей Викторович Зайцев, получивший в этот день за свои подвижнические труды архиерейскую грамоту. На самой большой храмовой иконе, помещенной на южной стене, запечатлено то великое событие, которому и посвящена построенная церковь, – встреча преподобных Савватия и Германа на берегу порожистого Выга.

Церковное возрождение в Беломорске началось в 90-х годах, когда в город приехал священник Сергий Михайлов, а приходу отдали старинный, построенный еще в 1906 году, дом капитана Богданова, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. Поначалу беломорчане молились в Никольском храме, обустроенном в этом небольшом здании. Но есть у Беломорска и священные страницы истории, вымаранные богоборческой властью, но не забытые боголюбивым народом. Именно здесь на пологом берегу бурливой реки Выг творилась будущая великая история Соловецкого монастыря.

Почти на том самом месте, где ныне возвышается новый храм, в старинном селе Сорока стояла старинная часовня. В начале XV века почти год при ней жил отшельником инок Герман. На Поморский берег он прибыл, привлеченный рассказами о далеком пустынном Соловецком острове. Герман жаждал пустынного подвижничества, и летом 1428 года вместе с местными рыбаками ему, наконец, удалось достичь желанного Соловецкого берега. Однако жить на диком острове в одиночестве он все-таки не решился и снова вернулся на Выг.

Такого же уединенного места для своих подвигов искал в это же время и прп. Савватий, постриженик знаменитого на Руси Кирилло-Белоезерского монастыря. Ученик крупнейшего религиозного подвижника Кирилла, он отличался особенной строгостью своих подвигов и бежал от славы сначала в пустынный монастырь на острове Валаам, а затем, не обретя себе покоя от людской молвы, дальше на Север, к морскому побережью.

Прп. Савватий, как и Герман, слышит здесь бесчисленные рассказы местных жителей о далеком необитаемом острове среди морской пучины, о его рыбных озерах с пресной водой, горах и лесах. Старец только и мечтает о таком уединении и желаемом безмолвии. Но бывалые мореходы предупреждают седого, дряхлого на вид инока о грозящих опасностях – далекий путь, бурное море, неудобное сообщение с материком. Но, возложив всю надежду на Господа, прп. Савватий вскоре встречает у часовни на реке Выг монаха, по имени Герман, который, как повествует Житие, «был родом из карельских людей».

Редким мужеством отличались оба иноки. В 1429 году они вд
воем отправляются в небезопасное двухдневное плавание и, наконец, достигают пустынного Соловецкого острова в районе Сосновской губы. В километре от Белого моря, на берегу озера будущие соловецкие отшельники водрузили крест и поставили келью. В течение шести лет преодолевали они трудности островной жизни, «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом к Всевышнему».

Когда прп. Герман однажды отправился за необходимым для проживания на реку Онегу, старец Савватий, живя в одиночестве, почувствовал приближение своей кончины. Желая причаститься Святых Христовых Тайн, он переправляется на материк и снова приходит к часовне на реке Выг близ деревни Сороки. В это же время, по Промыслу Божиему, сюда прибывает для посещения православных христиан игумен Нафанаил и пристает лодка новгородского купца Иоанна, приплывавшего на поморский берег с товаром. Приняв Святое Причастие и наставив купца на добрые дела, соловецкий пустынник скончался 27 сентября 1435 года и был отпет и погребен у часовни. На этом месте его святые мощи почивали на протяжении 30 лет.

На следующий год после смерти прп. Савватия старец Герман встречает здесь же, на Поморском берегу инока Зосиму, уроженца заонежского села Толвуя, ищущего безмолвного уединения, и плывет с ним к соловецким берегам. Через 13 лет после возведения в сан игумена обители прп. Зосима, ставший деятельным организатором монашеского жития, переносит в 1465 году мощи блаженного Савватия в Соловецкий монастырь.

Такова история святого места, на котором трудами беломорских прихожан и благотворителей поставлен прекрасный деревянный храм в честь основателей Соловецкого монастыря, принявших на себя первые трудности.

С 2004 года из Беломорска на Соловки открыты регулярные рейсы быстроходной «Кометы», преодолевающей 88 км морского пути всего за один час сорок минут. И сегодня через город течет поток паломников и туристов, желающих, несмотря на расходы и тяжелый путь, соприкоснуться с малоизвестными страницами отечественной истории. Для них храм во имя свв. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких становится первоначальной страницей, раскрывающей нравственный подвиг великих Соловецких подвижников. «Приезжие приходят к нам часто, – рассказывает молодая прихожанка. – Вот совсем недавно были здесь норвежцы». А много ли беломорчан бывает в своем храм? К сожалению, современные люди утратили должное благоговение к святыням, забыли о том, что святых нужно знать и почитать. Если не знаешь то, как любить? Не молясь святым — как можно рассчитывать на их покровительство? Об этом часто говорит в своих проповедях Архиепископ Мануил.

Храм в Беломорске строился долго, трудностей у настоятеля прихода священника Сергия Михайлова было несчетное количество, но и находились добрые помощники. Нескольких из них, руками которого храм благоукрашается, Владыка наградил почетными грамотами и благодарственными письмами. Однако строительство еще незакончено. Планируется возвести звонницу и отремонтировать стоящий рядом с церковью старый дом, переданный местной властью приходу. В нем расположится воскресная школа. Не будет закрыт и любимый беломорчанами Никольский храм. Здесь тоже будут совершаться службы, акафисты.

Беломорск

Источник текста