Габима

Старейший репертуарный театр в государстве Израиль дал перый спектакть в 1928 г.

Театр «Габима»
pinterest button

В России

В 1913 г. в Вильне Наум Давид Цемах создаёт театр «Габима», но через некоторое время из-за финансовых и организационных трудностей театр пришлось закрыть.

В 1917 г. Цемах обращается с просьбой о создании еврейского театра, играющего на иврите, к Константину Сергеевичу Станиславскому. Станиславский поддерживает начинание Цемаха и выделяет студию для будущего театра в здании МХТ. Помимо этого Станиславский назначает своего ученика Евгения Багратионовича Вахтангова художественным руководителем студии.

Идею создания еврейского театра поддержал и тогдашний нарком по делам национальностей Иосиф Сталин. После долгих поисков театру выделили помещение на Нижной Кисловке, дом 6.

Театр Габима
pinterest button Театр Габима ד"ר אבישי טייכר, CC BY-SA 2.5

  Про это здание писал исследователь истории Габимы В. В. Иванов:

Среди создателей театра были Хана Ровина, Менахем Гнесин, Иегошуа Бертонов и Шимон Финкель. Первыми постановками труппы стала пьеса «Первозданный бал» (נשף בראשית) и «Вечный жид» (היהודי הנצחי) писателя Давида Пинского. Но огромный успех новому театру принесла третья постановка Вахтангова «А-Дибук» (הדיבוק) Семёна Ан-ского. Премьера состоялась за считанные месяцы до смерти Вахтангова и вызвала необыкновенный фурор не только в Москве, но и по всему миру. Режиссура Вахтангова, художественное оформление Натана Альтмана, музыка Юлия Энгеля и исполнительница главной роли Леи Хана Ровина принесли заслуженную славу спектаклю, не сходившему с подмостков Габимы более 40 лет.

Хана Ровина, одна из основателей театра «Габима», в драме «ха-Диббук»
pinterest button Хана Ровина, одна из основателей театра «Габима», в драме «ха-Диббук» unknown, Public Domain

В 1924 г. умирает художественный руководитель театра Вахтанг Мчеделов. В том же году театр прописывается по новому адресу — Армянский переулок, дом 2.

В 1926 г. Габима отправляется в европейское турне и даёт спектакли в Германии, Польше, Латвии, Литве, Австрии, Франции и других странах. В конце того же года, Габима начинает гастроли в США. Как в Европе, так и в США успех был огромен. Но понимая, что будущего у ивритского театра в советской России нет, труппа решает не возвращаться. Вахтангов писал об этом ещё в 1919 г.:

В июне 1927 г. большая часть актёров возвращается в Европу, а оттуда переезжает в Палестину. Наум Цемах остаётся в США, где и умирает в 1937 г.

В Палестине

В Палестине Габима работает как товарищество, некое подобие художественного кибуца, в котором заработки делятся на всех членов труппы и репертуарные решения принимаются сообща.

В 1928 г. выходит первый спектакль Габимы в Палестине — «Золотоискатели» по Шолом-Алейхему. Этот, как и второй спектакль «Корона Давида» Кальдерона, ставит выдающийся русский актёр и режиссёр Алексей Денисович Дикий.

Театр «Габима», фото 1950 г.
pinterest button Театр «Габима», фото 1950 г. גבי ענתבי, Public Domain

В 1929 г. театр снова отправляется на гастроли в Европу. Там же, в 1930 г. Михаил Чехов ставит «Двенадцатую ночь» Шекспира. В 1931 г. труппа возвращается в Палестину.

Труппа театра (1942).
pinterest button Труппа театра (1942). Zoltan Kluger, CC BY-SA 3.0

В 1937 г. театр обращается к местной тематике, ставя пьесу «Стражи» (השומרים) Эвера Адани. В том же году театр вновь отправляется на гастроли в Европу, а в следующем телекомпания ВВС транслирует «А-диббук» по английскому телевидению.

В начале 1940-х гг. театр с большим успехом ставит две пьесы Аарона Ашмана «Михаль, дочь Саула» (מיכל בת שאול) и «Эта земля» (האדמה הזאת).

Во время Второй мировой войны на сцене театра идут пьесы Константина Симонова «Русские люди» и Давида Бергельсона «Не умру, потому что буду жить».

В 1946 г., театр наконец-то получает своё здание в Тель-Авиве, которое строилось ещё с 1935 г.

Полезная информация

Габима
ивр. הבימה‎
досл. «сцена»

Театр Габима

ха-Бима

ивр. הבימה или התיאטרון הלאומי‎

досл. «сцена»

англ. Habima Theatre

После возникновения государства

В 1949 г., в театре с успехом проходит постановка пьесы Игаля Мосинзона «В степях Негева» (בערבות הנגב), рассказывающей о боях в Войне за независимость.

В 1950-х гг. театр обращается к теме Холокоста, ставя пьесы «Хана Сенеш» о судьбе еврейской поэтессе, десантированной в Венгрию и убитой фашистами, и «Анна Франк», рассказывающая о короткой жизни Анны Франк.

В 1958 г. Габима провозглашается Национальным театром Израиля с вручением Премии Израиля за тот же год.

В 1960-е годы, несмотря на успешные гастроли в США, театр сталкивается с финансовыми и организационными трудностями. Из него уходит часть актёров, не согласных с принципами товарищества. Театр вынужден обратиться к правительству с просьбой о помощи и с тех пор Габима субсидируется государством в обмен на согласие труппы на назначение попечительского совета, который выбирает художественного руководителя.

В 1983 г. на фоне непопулярной в Израиле Первой Ливанской войны, театр ставит пьесу Еврипида «Троянки», рассказывающей о трагедии троянских женщин, взятых в качестве наложниц греческими воинами.

В 1987 г., лишённый советского гражданства Юрий Любимов ставит в Габиме «Закат» по Бабелю.

В январе 1990 г. Габима показывает этот спектакль в Москве, тем самым став первым израильским театром, гастролировавшем в СССР.

В 1990-х гг. Габима снова испытывает финансовые трудности. На должность художественного руководителя и генерального директора театра назначен Яаков Агмон, муж ведущей актрисы Габимы Гилы Альмагор (Александрович). Постепенно театр начал выкарабкиваться из финансовой ямы, в основном с помощью постановок на сцене мюзиклов, но по мнению израильских критиков это ударило по имиджу Габимы, как продолжателя учения Станиславского.

В честь 80-летия театра был восстановлен спектакль «А-Диббук», с которым отождествляется Габима, больше, чем с любой другой постановкой.