Система состоит из трёх линий:
Линия 1 введена в эксплуатацию в 1869 году, всего на шесть лет позже лондонского метро.
Тем не менее, это не дает Афинскому метрополитену основания претендовать на звание второго в мире, ибо наземная линия на паровозной тяге вряд ли может называться метрополитеном.
Линия 1 (…) была открыта 27 февраля 1869 года в качестве одноколейной линии с поездами на паровозной тяге, на участке Тиссио — Пирей. Управляющая линией компания была названа Железные дороги Афины — Пирей (греч. ( (…)). 17 мая 1895 года был открыт тунельный участок Тиссио — Омония
К 16 сентября 1904 года линия была электрифицирована по стандартной схеме с третьим контактным рельсом и расширена до двухколейной системы. После электрификации и строительства трамвайной линии появились две новые управляющие компании Товарищество Электрического Транспорта (греч. (…)) и Греческие Электрические Железные дороги (греч. (…)). Товарищество Электрического Транспорта возглавило управление и эксплуатацию трамвайных линий, а … — управление Афино-Пирейской железной дорогой.
10 августа 1957 года линия была достроена до современной длины 25,6 км с 24 станциями.
До 2000 года существовала всего одна линия, но в связи с Олимпийскими играми 2004 года были построены ещё две линии, красная и синяя, первая линия была подвергнута капитальному ремонту. Благодаря этому афинское метро считается сейчас одним из самых красивых и современных в мире.
Археологические находки, сделанные во время строительства метрополитена, превращены в экспонаты и выставлены на бесплатное обозрение в вестибюлях некоторых станций (см. Галерею).
На сегодняшний день метро состоит из 3 веток:
Линия | Цвет | Маршрут | Открытие | Длина | Станции | Последнее продление линии | Время в пути |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Зелёная | Пирей Кифиссия | 27 февраля 1869 | 25,6 км | 24 | 10 августа 1957 | 51 минута |
2 | Красная | Антуполи Эллинико | 28 января 2000 | 17,9 км | 20 | 26 июля 2013 | 29 минут |
3 | Синяя | Агиа Марина Дукиссис Плакентиас Агиа Марина Аэропорт | 28 января 2000 | 41 км | 17 21 | 14 декабря 2013 | 28 минут 50 минут |
Общая длина линий Афинского метро составляет 84,5 километра, общее количество станций — 65 (61 входит в состав метро и 4 — в систему пригородных железных дорог).
Вторая и третья линии метрополитена управляются электрифицированной системой подземного городского пассажирского транспорта Аттико Метро. Система принадлежит одноименной компании Аттико Метро (« ..») и эксплуатируется её дочерней компанией « ..» ().
Работы по строительству линий начались в ноябре 1991 года с целью уменьшения количества заторов на дорогах и снижения количества выхлопных газов в атмосфере. В январе 2000 года были открыты Линия 2 и Линия 3. К лету 2004 года линия была продлена до международного аэропорта «Элефтериос Венизелос». Все три линии имеют станции пересадки на трамвай и пригородную железнодорожную систему Проастиакос.
Стоимость билета составляет 0,6/1,20 € , билет действителен неограниченное число поездок в течение 70 минут с момента первого прохода на всех видах общественного транспорта, за исключением поездов «Аэропорт-Экспресс».
Также имеется возможность приобрести билет стоимостью 4 €, со сроком действия 24 часа, на 5 дней — стоимостью 10 € с неограниченным числом поездок на всех видах общественного транспорта. Для туристов предлагается билет за 20 евро, включающие 2 поездки до аэропорта на метро или автобусе.
За безбилетный проезд взимается штраф в 60-кратном размере стоимости билета.
Для проезда до международного аэропорта требуется специальный билет стоимостью 8 €, билет действует в одном направлении на линиях и . Стоимость билета для студентов составляет 4 €. Также имеется также возможность покупки билета туда-обратно стоимостью 14 € со сроком действия одна неделя, также предлагаются билеты в один конец на 2 лица стоимостью 14 € и билеты на 3 лица стоимостью 20 €.
Подвижной состав метрополитена классифицируется на партии (поставки), всего на линии эксплуатируется 252 вагона в 42 составах. Средняя скорость движения поездов на Линии 2 — 35 км/ч, на Линии 3 — 40 км/ч, средняя скорость поездов, соединяющих Афины и Международный Аэропорт — 48 км/ч.
Линия 2: Агйос Антониос — Агйос Дмитриос / Александрос Панагулис и
Линия 3: Эгалео — Дукиссис Платентиас — Аэропорт
Таблица отправлений первого и последнего поезда от станций:
От станции | До станции | Время отправления | |
---|---|---|---|
Первый поезд | Последний поезд | ||
Агйос Антониос | Агйос Дмитриос | 05:30 | 00:06 |
Агйос Дмитриос | Агйос Антониос | 00:08 | |
Эгалео | Дукиссис Платентиас | 00:09 | |
Монастыраки | Дукиссис Платентиас | 00:15 | |
Дукиссис Платентиас | Эгалео | 24:00 | |
Эфники Амина | Эгалео | 00:07 | |
Синтагма | Агйос Антониос | 05:38 | 00:20 |
Агйос Дмитриос | 05:40 | ||
Эгалео | 05:39 | ||
Дукиссис Платентиас | 05:31 | ||
Аэродромио | 05:38 и 05:59 | 22:59 | |
Монастыраки | Аэродромио | 05:36 и 05:58 | 22:58 |
Дукиссис Платентиас | Аэродромио | 05:55 и 06:16 | 23:16 |
Эгалео | Аэродромио | 05:30 и 05:52 | 22:52 |
Аэродромио | Эгалео | 06:30 | 23:30 |
+00 Пирей () —
+04 Фалиро ( ) —
+07 Мосхато ()
+09 Калитея ()
+11 Таврос — Элефтериос Винизелос (- ).
+13 Петралона ()
+15 Тиссио ()
+17 Монастираки () —
+19 Омония () —
+21 Виктория ()
+24 Аттики () —
+26 Айос Николас ( )
+28 Като Патысия ( )
+30 Айос Элефтэриос ( )
+31 Ано Патысия ( )
+34 Пэриссос ()
+35 Пэвкакья ())
+37 Неа Иония ( )
+39 Ираклио ()
+42 Ирини () — выход к Олимпийскому стадиону.
+44 Нерандзьотисса () —
+47 Маруси ()
+49 К. А. Т. (…)
+51 Кифисья ()
+00 Антуполи ()
+01 Перистери ()
+02 Айос Антониос ( )
+04 Сеполия ()
+05 Аттики () —
+07 Ларисис ( ) —
+08 Метаксургио ()
+10 Омония () —
+11 Панепистимио ()
+13 Синтагма () —
+14 Акрополи ()
+16 Сингру-Фикс (-) —
+17 Неос Космос ( ) —
+18 Айос Иоанис ( )
+20 Дафни ()
+22 Айос Дмитриос/Александрос Панагулис ( / )
+24 Илиуполи ()
+26 Алимос ()
+28 Аргируполи ()
+29 Эллинико ()
+00 Агиа Марина ( )
+02 Эгалео ()
+04 Элеонас ()
+06 Керамикос ()
+08 Монастираки () —
+10 Синтагма () —
+12 Евангелисмос ()
+13 Мегаро Мусикис ( )
+15 Амбелокипи ()
+17 Панорму ()
+19 Катехаки ()
+20 Этники Амина ( )
+22 Холаргос ()
+23 Номисматокопио ()
+25 Агиа Параскеви ( )
+27 Халандри ()
+29 Дукиссис Плакентиас ( ) —
+35 Паллини () —
+37 Пеаниа-Кандза (-) —
+43 Коропи () —
+49 Аэродромио () —
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: http://www.ipernity.com/home/777361, CC BY-SA 3.0.
Афинский метрополитен
греч.
англ. Athens Metro
В стихотворении Николая Гумилёва «Сентиментальное путешествие» описана поездка из Пирея в Афины по железной дороге, ныне вошедшей в состав Афинского метрополитена как линия 1.