Поскольку в иврите используется консонантное письмо, алфавит состоит из согласных букв; однако многие из них используются также для записи гласных в иврите и в особенности в других языках диаспоры.
Также использовался в караимском и крымчакском языках.
В алфавите 22 буквы, разница между прописными и строчными буквами отсутствует.
Пять букв имеют по два начертания — основное (используемое в начале и середине слова) и конечное.
В иврите все буквы согласные, но четыре из них — алеф, hей, вав и йод — иногда используются для записи гласных (матрес лекционис).
Для полной записи гласных используется система диакритических знаков-огласовок «некудот» (точек), ставящихся под или над буквой.
Ранее использовались также специальные значки (таги), которые выполняли роль орнамента, украшавшего некоторые буквы еврейского алфавита.
В идише алфавит полный: буквы алеф, вов, йуд и аин утратили роль согласных и превратились в гласные.
Еврейские буквы также используются для записи чисел, каждой букве приписано числовое значение — гематрия.
Буква | Название | |||
---|---|---|---|---|
нач.ср. | кон. | числ. знач. | стандартное | ашкеназское |
1 | Алеф | Алеф | ||
2 | Бет (вет) | Бейс (вейс) | ||
3 | Гимел | Гимел | ||
4 | Далет | Долес | ||
5 | hе | hей | ||
6 | Вав | Вов | ||
7 | Заин | Заин | ||
8 | Хет | Хес | ||
9 | Тет | Тес | ||
10 | Йод | Йуд | ||
20 | Каф (хаф) | Коф (хоф) | ||
30 | Ламед | Ломед | ||
40 | Мем | Мем | ||
50 | Нун | Нун | ||
60 | Самех | Сомех | ||
70 | Аин | Аин | ||
80 | Пе (фе) | Пей (фей) | ||
90 | Цади | Цоди, цодик | ||
100 | Коф | Куф | ||
200 | Реш | Рейш | ||
300 | Шин (син) | Шин (син) | ||
400 | Тав | Тов (сов) |
Долгое время специалисты не могли ответить, может ли буква (бет или вет — в зависимости от наличия в букве знака «дагеш», обычно опускаемого при письме) передавать звук «б». Многие лингвисты считали, что буква передавала только звук «в».
Дискуссии шли до тех пор, пока не была расшифрована глиняная табличка с текстом, в котором рассказывалось о гуляющих по полю овцах: их блеяние было записано с использованием буквы «».
В I тысячелетии до н.э. (960—585) евреи начинают использовать так называемую староеврейскую письменность — систему, подобную финикийской, широко использовавшейся на Ближнем востоке в конце 2 тысячелетия до н. э.
Наиболее старыми из известных документов, использующих эту систему, являются алфавит из Тель-Зайит, таблички из Гезера (~950 г. до н. э., эпоха царя Соломона), а также стела и другие надписи Меса (царя Моавитского, ~850 г. до н. э.).
Многие особенности староеврейской письменности унаследовало самаритянское письмо.
Во время вавилонского плена евреи постепенно прекращают пользоваться старой письменностью и к 535 г. до н. э. переходят на вавилонское арамейское письмо (в свою очередь также произошедшее от финикийского), так называемое еврейское квадратное письмо.
Первые библейские тексты были написаны квадратным еврейским письмом, что, несомненно, помогло сохранить эту письменность и позволило ей возродиться.
Несмотря на то, что в средние века в каждом регионе появлялись свои стилизации, написание букв этого алфавита дошло до наших времен практически не изменившись. При возникновении еврейских языков диаспоры квадратный еврейский шрифт адаптировался для записи этих языков.
Квадратные буквы часто использовались как украшения в архитектуре. Огромное развитие получило искусство каллиграфии и микрографии.
Согласно Торе, первые Скрижали Завета были получены Моисеем от Бога и были сделаны самим Богом, включая шрифт, которым были высечены заповеди, также являвшийся произведением самого Бога.
Мишна называет квадратный шрифт, которым можно писать свитки Торы и другие священные тексты, «ассирийским» (ашурит), однако это название не означает, что еврейская письменность происходит из Ассирии, а намекает на то, что шрифт был восстановлен пророками Ездрой и Неемией, прибывшими в Святую Землю во главе вернувшихся вавилонских изгнанников.
За это они также получили прозвище «софрим» — Писцы.
Другое упоминание происхождения формы квадратного шрифта со скрижалей приводится в Вавилонском Талмуде:
Во времена Храмов евреи не пользовались священным шрифтом для будничных целей, а только для переписывания свитков Торы, поэтому правила написания святого шрифта стали забываться, для этого Писцам и понадобилось восстановить эти правила, которые были также утверждены Мужами Великого Собрания и позднее описаны в Устной Торе.
В Талмуде мы находим лишь некоторые замечания по поводу формы букв этого шрифта, что вызвало споры в более поздней галахической литературе насчет некоторых деталей формы букв.
Также существуют многочисленные древние рукописи, однако все они были написаны не ранее периода Второго Храма, например свитки Кумранской общины.
Однако, в пражской синагоге Алт-Ной Шул находился (а возможно, находится и по сей день) свиток Торы, по преданию написанный самим Ездрой.
Любавический Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, когда был в Праге в 1918 г., сам видел этот свиток.
Также этот свиток упоминается во множестве более ранних книг, например, по нему сверял текст Торы Маймонид.
Стоит заметить, что поскольку Ездра родился еще до вавилонского плена, то он вполне мог видеть свиток Торы, находившийся в первом Храме — один из свитков, по преданию написанных самим Моисеем, и оставленный в Скинии, а затем в Храме для сверки текста последующих копий.
Название буквы | С засечками | Без засечек | Моноширинные | Рукописные | Раши | Финикийские | Арамейские |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Алеф | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
БетВет | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Гимель | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Далет | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
hеi | ![]() | ![]() | |||||
Вав | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Заин | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Хет | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Тет | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Йуд | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
КафХаф | ![]() | ![]() | |||||
КафХаф (конечная) | |||||||
Ламед | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Мем | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Мем (конечная) | ![]() | ![]() | |||||
Нун | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Нун (конечная) | ![]() | ![]() | |||||
Самех | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Аин | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
ПейФей | ![]() | ![]() | |||||
ПейФей (конечная) | |||||||
Цадик | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() ![]() | |||
Цадик (конечная) | ![]() | ![]() | |||||
Куф | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
Рейш | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
ШинСин | ![]() | ![]() | |||||
Тав | ![]() | ![]() |
Примечание
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: scanned by http://www.aleppocodex.org, Public Domain.
Еврейский алфавит
ивр.
англ. Hebrew alphabet, Jewish script, square script, block script
Тип: консонантное
Языки: иврит, арамейский язык, идиш, сефардский язык, другие еврейские языки
Место возникновения: Ближний восток
Дата создания: ~ 535 г. до н. э
Период: до наших дней
Направление письма: справа налево
Знаков: 22
Древнейший документ: Тора
Происхождение: финикийское письмо, арамейский алфавит
Родственные: Арамейский алфавит, арабский алфавит
В каббале каждая буква имеет мистический смысл, что совместно с числовыми значениями (гематрия), открывает огромные возможности для трактования священных писаний и поиска в них скрытых смыслов.
Поскольку Бог создал мир десятью речениями, то буквы святого языка считаются также различными проявлениями Его влияния в мире.
Таким образом, название каждой вещи на святом языке является отражением его сущности и заложенной в нем Божественной энергии.
Комментаторы Торы поясняют, что первый человек, Адам Кадмон, мог видеть эту сущность, поэтому он давал названия животным.
Существуют различные виды алфавитов, которые используются для толкования Писания:
" когда заменяется на , а на и так далее.
" алфавит в обратном порядке.
" " единицы, десятки, сотни (гематрия)
" когда 1 заменяется на 9, 2 на 8 и т. д.; то же с десятками и сотнями. Буквы ,, значение которых, соответственно, — 5, 50, 500, — не имеют замены.
Мидраш «Отийот дераби Акива» («Буквы рабби Акивы») разъясняет смысл формы каждой буквы.
Обнаружены изображения буквы «тав» на древнееврейских и финикийских кладбищах.
Как древние евреи, так и финикийцы ставили изображение буквы «тав» над могилами (конец жизненного пути отмечен последней буквой алфавита).
Таким образом, евреи и финикийцы ставили кресты над могилами задолго до возникновения христианства, а христиане впоследствии переняли этот обычай, наполнив его новым символизмом.
В книге Зоар объясняется, что очертания черных букв на белом фоне передают постигнутые каббалистами различные возможные соотношения между силами природы, недоступными для пяти органов чувств человека.