Проблема классификации Кармелита

Один из вопросов, возникающих вокруг «Кармелита», — это вопрос о правомочности называть его терминами «метро» или «метрополитен».

Кармелит — метро или фуникулёр???
pinterest button

Один из вопросов, возникающих вокруг Кармелита, — это вопрос о правомочности называть его терминами «метро» или «метрополитен».

Кармелит нередко упоминается в интернете, как метрополитен, но часто его называют фуникулёром.

Более того, зачастую слова «метро» и «фуникулёр» находятся на одной строке, внося сумятицу и непонимание.

Суть проблемы

Основная проблема классификации заключается в том, что, с технической стороны, Кармелит бесспорно является фуникулёром.

С другой стороны, обычные фуникулёры в большинстве своём используются на туристических маршрутах или курортах, часто имеют всего две станции.

Кармелит имеет шесть станций, участвует в городских пассажироперевозках по одному из основных маршрутов и в этом смысле предназначен для выполнения функции, обычно возлагаемой на метро.

На «Кармелите» в обращении используются двухвагонные поезда, как и на ряде других фуникулёров.

Также линия Кармелит целиком пролегает под землёй (что не является исключением для фуникулёров), не зависит от других видов транспорта (как и большинство других фуникулёров) и оснащена собственным подземным депо.

Соответствия и несоответствия Кармелита стандартным представлениям о видах транспорта

Соответствия и несоответствия Кармелита стандартным представлениям о видах транспорта.
Вид транспортаСоответствияНесоответствия
фуникулёр
  • Подвижные составы Кармелита жёстко зацеплены с тяговым тросом
  • Скорость движения Кармелита является типичной для фуникулёров скоростью
  • У Кармелита постоянный (в определённых пределах) наклон трассы
  • Всего два подвижных состава на всего одной линии
  • Линия Кармелита — одноколейная с одним разъездом для поездов, что ограничивает их возможность к самостоятельному движению
  • Длина линии Кармелита является обычной длиной для линии фуникулёра
  • Цель Кармелита — массовые внутригородские перевозки по одному из наиболее популярных внутригородских маршрутов
  • Самоназвание Кармелита, используемое в том числе на официальном сайте— רכבת תחתית (ивр. «подземный поезд»‎) — не совпадает с ивритским названием фуникулёра — רכבת כבלים или רכבל (дословно «поезд на канатной тяге» или «канатный поезд»).
  • Поезда Кармелита способны к ограниченному самостоятельному движению
метрополитен
  • Кармелит — это подземный внеуличный рельсовый транспорт, занятый массовыми перевозками по одному из наиболее популярных внутригородских маршрутов
  • Кармелит не зависит от других видов транспорта
  • У Кармелита есть собственное подземное депо
  • Тяговый трос приводится в действие электромотором, так что тягу Кармелита можно (с натяжкой) назвать электрической
  • Поезда Кармелита способны к ограниченному независимому движению
  • Двигатель расположен вне подвижного состава
  • Фактически используется канатная тяга с жёстким зацеплением подвижного состава
  • Количество перевозимых Кармелитом пассажиров (≈2000 человек в день) несравнимо ниже количества пользователей других средств общественного транспорта в Хайфе
  • Линию Кармелита невозможно расширить без значительных материальных затрат. Кроме того, на конец 2006 года не существует реалистичных проектов расширения линии Кармелита
  • Скорость поездов Кармелита весьма невысока в сравнении со скоростями движения поездов метро
  • Длина линии Кармелита крайне коротка в сравнении с длиной линий метро, а среднее расстояние между станциями — 300 метров — в несколько раз меньше среднего расстояния между станциями обычного метрополитена
  • Самоназванием Кармелита «метро» не является, хотя используемое на официальном сайте определение «רכבת תחתית» «подземный поезд» действительно обычно переводят как «метро». Ивритское слово «מטרו» («метро») в самоназвании Кармелита отсутствует и не используется на официальном сайте.

 

Аргументы сторон

Аргументы сторонников метрополитена

Аргументы сторонников называния Кармелита метрополитеном вкратце сводятся к следующему:

  • Существуют определения метрополитена, которым Кармелит отвечает полностью или с небольшими натяжками. Главная натяжка состоит в том, что энциклопедически определения метрополитена в русском языке зачастую требуют наличия электрической тяги. Кармелит приводится в движение тросом, который, в свою очередь, приводится в движение электромотором, и поэтому тягу Кармелита можно считать электрической.
  • Самоназвание Кармелита — רכבת תחתית (ивр. «подземный поезд»‎) — литературно переводится как «метрополитен». Таким образом, Кармелит сам называет себя «метрополитен». Для фуникулёра в иврите есть своё название — רכבת כבלים или רכבל (дословно «поезд на канатной тяге» или «канатный поезд»). Таким образом, можно утверждать, что Кармелит умышленно назван не «фуникулёром», а «метрополитеном». Слово מטרו («метро»), которое переводится как «метро» и звучит как «метро», в иврите является заимствованным, и если даже и используется, то крайне редко. Например, московский метрополитен на иврите тоже называется רכבת תחתית. Отсутствие слова מטרו в названии Кармелита не мешает ему самоназываться метрополитеном.
  • «Кармелит» признан как метрополитен (subway) хотя бы в Книге рекордов Гиннеса.
  • В отличие от многих других фуникулёров, Кармелит — не туристическая аттракция. Он выполнял функцию массового общественного транспорта, возлагаемого на подземный метрополитена в 1960—1980-х годах, а маленькое фактическое количество пассажиров не является препятствием средству транспорта с большой плановой пропускной способностью называться метрополитеном.
  • Ещё больше отдаляет Кармелит от фуникулёров и приближает к метрополитену в его традиционном понимании наличие собственного подземного депо и способность к независимому перемещению поездов путем регулирования проворота троса независимо для каждого из двух составов. (Эта независимость условная, потому что разъезд на линии в любом случае только один).
  • Раз Кармелит сам называет сябя «метрополитен», отвечает определению метрополитена, выполняет функцию метрополитена и признан как метрополитен, то его следует называть метрополитеном.
  • Большое, для фуникулера, количество станций.

Аргументы противников метрополитена

Аргументы противников называния Кармелита метрополитеном вкратце сводятся к следующему:

  • Технически Кармелит является фуникулёром.
  • Кармелит обладает всеми особенностями фуникулёра, такими как отсутствие независимого движения поездов, постоянный (в некоторых пределах) наклон трассы, жёсткое сцепление поезда с канатом. Длина всей трассы Кармелита типична для городских фуникулёров и равна среднему расстоянию между станциями обычного метро (в Москве есть станции, расстояние между которыми вдвое больше всей трассы Кармелита). Интервал между станциями Кармелита примерно в 6 раз меньше.
  • По функциям Кармелит ничем не отличается от других видов массового городского пассажирского транспорта, включая общественные фуникулёры в других городах и челночные сервисы. Ничего специфического для метро в выполняемых им функциях нет. В последнее время Кармелит, в основном, выполняет перевозки туристов.
  • Кармелит не является единственным фуникулёром, часть или вся трасса которого проходит под землёй. Признание «Кармелита» метрополитеном создаст прецедент и вызовет ненужные споры относительно других средств общественного транспорта, включая и те, которые формально подходят под определение метро, но фактически им не являются.
  • Тяга «Кармелита», как и любого другого фуникулёра, является не электрической (требуемой многими определениями), а канатной.
  • Самоназванием Кармелита «метро» не является, хотя используемое на официальном сайте определение «רכבת תחתית» «подземный поезд» действительно обычно переводят как «метро». Ивритское слово «מטרו» («метро») в самоназвании Кармелита отсутствует и не используется на официальном сайте. Английский термин subway, которым часто обозначают Кармелит, далеко не всегда переводят на русский язык как «метро». В английском языке это слово может обозначать подземную дорогу, туннель или подземный переход.
  • Практически все источники согласны с тем, что данный вид транспорта является фуникулёром. В частности, он назван фуникулёром в Еврейской Энциклопедии .