Архитектура Иерусалимского храма

На протяжении истории в Иерусалиме стояли два еврейских Храма, однако, с точки зрения архитектуры, их было три: Храм Соломона, Храм Зерубавеля и Храм Ирода

Реконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, Köln, 1584)
pinterest button

Иерусалимский храм являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э.

Храм располагался на Храмовой горе (ивр. ‏הַר הַבַּיִת‎‏‎‎, Хар а-Баит) в Иерусалиме, и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами.

Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).

На протяжении истории в Иерусалиме стояли два еврейских Храма, однако, с точки зрения архитектуры, их было три: Храм Соломона, Храм Зерубавеля и Храм Ирода. Также существует описание Храма из пророческого видения Иезекиила (Иехезкеля) (Иез. 40 — 48), относящееся к будущему Третьему Храму.

Общие особенности Иерусалимских храмов

Храмы, существовавшие в Иерусалиме, отличаются друг от друга множеством архитектурных особенностей и деталей, следуя, тем не менее, основному образцу, общему для всех. Маймонид выделяет главные детали, которые должны присутствовать в еврейском Храме и они являются общими для всех храмов в еврейской истории:

Реконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, Köln, 1584)
pinterest button Реконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, Köln, 1584) Christian van Adrichom (1533-1585), Public Domain

По степени святости порядок частей Храма следующий:

  • Святая святых (קודש הקודשים, Кодеш а-кодашим или דביר, Двир) — наиболее священное отделение Храма, в котором помещался Ковчег Завета. Туда не входил никто, кроме первосвященника, который совершал там обряд воскурения раз в году, в Йом Кипур.
  • Святилище (הקודש, а-Кодеш или היכל, Хейхал) — наибольшее отделение Храма, где происходила основная храмовая служба и из которого проход вёл в Святая святых. Здесь находились: Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.
  • Притвор (אולם ,Улам) — западное отделение Храма, которое отделяло святое от мирского и служило вестибюлем. В Скинии эта часть отсутствовала.
  • Вокруг здания Храма ограда определяла территорию храмового двора (חצר, Хацер или העזרה, Азара), где помещались жертвенник всесожжения и медный умывальник.
  • Территория вокруг всего этого комплекса, который и назывался «Храм», в Скинии называлась «Лагерь левитов» (Маханэ левия), поскольку там на стоянках размещалось колено левитов, а в Храме — «Храмовая гора» (Хар а-Баит). Часть этой территории составлял «Женский двор» (Эзрат нашим), однако неизвестно, существовал ли он во всех храмах.

Трудности реконструкции

Следует отметить, что попытки реконструкции внешнего вида Иерусалимских храмов и их чертежи, которые создавались в течение веков, немало отличаются один от другого. Это обусловлено несколькими трудностями:

  1. Литературные источники, в силу своей природы, допускают разные варианты толкования различными исследователями. Это усугубляется ещё тем, что существуют разногласия по поводу значения тех или иных технических терминов, а в описании храмов отсутствуют важные архитектурные детали.
  2. Дополнительные трудности возникают из-за противоречий между различными источниками: различными версиями преданий у еврейских законоучителей, еврейскими и внешними литературными источниками и т. п.

В подобных случаях исследователи руководствуются различными аргументами в пользу того или иного источника, который, по их мнению, имеет большую авторитетность и надёжность. В зависимости от этого они решают, какой метод предпочесть — согласование обоих источников или принятие лишь одного из них. Необходимо, однако, подчеркнуть, что сомнения возникают, главным образом, лишь по поводу деталей, в то время как общая картина вполне определённа.

Название

Иерусалимский храм
ивр. ‏בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‎‏‎‎
транслит. Бет а-Микдаш
досл. «Дом Святости»
ивр. ‏מִּקְדָּשׁ‎‏‎‎
транслит. Микдаш

Иерусалимский храм в западной культуре

Сэр Исаак Ньютон

Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В своём труде Ньютон посвящает большую главу (гл. I) описанию устройства Храма Соломона.

Устройство храма, его архитектура оказали значительное влияние на строительство еврейский молитвенных домов в Европе.

Храм Соломона был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира, и он верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать. Ньютон посвятил вычислению устройства Иерусалимского храма все последние годы своей жизни.

В масонстве

Строение Иерусалимского храма оказало значительное влияние на идеи масонства (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. Как сказано в энциклопедии масонства (издания 1906 года):

Каждая ложа есть символ иудейского храма.

Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит ко временам царя Соломона, который

есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее.

Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма».

Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название Яхин и Боаз.

«Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Б:. — Северная колонна и Я:. — Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов.

<…>Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная — созидание, упорядоченность, систему, внутреннюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.

Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания стихиями при прохождении масонского посвящения.»

— Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного братства вольных каменщиков (масонов)