Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой.
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 г.
В летописи оно впервые упоминается в 1549 г., когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.
Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; в 1597–98 гг. перестроено в камне; по описям XVII в. он имел деревянную решётку, а также навес или шатер на столбах.
В 1753 г. Лобное место ремонтировал Д. В. Ухтомский.
В 1786 г. Лобное место было несколько смещено в восточном направлении и перестроено по проекту Матвея Казакова по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части — вход с железной решёткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку.
Наибольшее значение для московского населения Лобное место имело в допетровское время. Издревле и вплоть до революции крестные ходы останавливались около него, и с его вершины архиерей осенял народ крёстным знамением.
Во время «Входа в Иерусалим» патриарх с духовенством восходил на Лобное место, раздавал освящённые вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем.
Поныне около Лобного места продаются вербы и устраиваются гулянья.
С 1550 г. Лобное место нередко называлось в актах «Царевым» как царский трибунал, царская кафедра. До Петра I на нём объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum.
Польские послы 1671 г. сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу.
С Лобного места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены «крамольники» Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 г. лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 г. Никита Пустосвят «с товарищи»; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексей Михайлович.
1 мая 1919 г. в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды на Лобном месте был установлен деревянный памятник Степану Разину «с ватагою», впоследствии демонтированный.
6 ноября 1942 г. у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину Анастаса Микояна, приняв её за машину Иосифа Сталина. Злоумышленник был арестован и впоследствии расстрелян по приговору трибунала.
25 августа 1968 г. у Лобного места прошла сидячая демонстрация против ввода войск Варшавского договора в Чехословакию.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Kopchiowski O.P., CC BY-SA 3.0.
По поводу этимологии названия существуют самые различные версии.
По одной из них, например, утверждается, что название Лобного места возникло от того, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы».
В других источниках утверждается, что «Лобное место» является славянским переводом с греческого — «Краниево место» или с еврейского — «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп).
Третья версия: слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский Спуск, в начале которого находится Лобное место, в Средние века назывался «лбом» (распространённое название крутых спусков к реке в средневековой России).
Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV–XIX вв. Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте).
11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту, указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта. Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.