Московский государственный музей С. А. Есенина

Московский государственный музей С. А. Есенина в Замоскворечье был открыт в 1995 году к 100-летию со дня рождения поэта на общественных началах

Благодаря стеклянной стене мемориальная комната превращается в комнату-витрину или объемную картину, создавая ощущение присутствия непосредственно в ней.
pinterest button

В 1996 году музей получил статус государственного учреждения культуры.

Дом № 24 по Большому Строченовскому переулку в Замоскворечье являлся единственным официальным адресом Есенина в Москве — поэт жил и был прописан в нем с 1911 по 1918 годы.

Московский государственный музей С.А. Есенина
pinterest button Московский государственный музей С.А. Есенина Московский государственный музей С.А. Есенина, CC BY-SA 3.0

Есенин

В доме, стоявшем на этом месте, долгие годы жил отец поэта, Александр Никитич, работавший старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н. В. Крылова.

Это было «Общежитие одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова».

Есенин-отец занимал 3 комнаты в общежитии — в квартире № 6 на 1-м этаже.

Александр Никитич и Татьяна Федоровна — отец и мать поэта Есенина. Фотография 1905 года
pinterest button Александр Никитич и Татьяна Федоровна — отец и мать поэта Есенина. Фотография 1905 года неизвестен, CC BY-SA 3.0

В 1911 году именно сюда, к отцу, жившему отдельно от семьи, юный Есенин приехал из рязанского села Константиново.

Поэт быстро поругался с отцом и сбежал от него, однако уже через год прописался в этом доме вплоть до 1918 года.

Экспозиция

«Мемориальная комнатка обставлена аутентичными предметами начала XX века — увы, из вещей, принадлежавших самому Есенину, только родовая икона Казанской Божией Матери.

Творческий и жизненный путь поэта иллюстрируют настенные витрины с фотографиями, рукописями, письмами.

Здесь можно увидеть, например, загранпаспорт Есенина или записку с просьбой о встрече, которую начинающий поэт написал Александру Блоку».

Благодаря стеклянной стене мемориальная комната превращается в комнату-витрину или объемную картину, создавая ощущение присутствия непосредственно в ней.
pinterest button Благодаря стеклянной стене мемориальная комната превращается в комнату-витрину или объемную картину, создавая ощущение присутствия непосредственно в ней ShitikovaYulia, CC BY-SA 3.0

Критик Григорий Ревзин в 2010 году сардонически отнесся к экспозиции:

Здание

Деревянный дом был построен в 1891 году по проекту архитектора М. Д. Медведева. Дом находился в аварийном состоянии в 1980-е гг., в 1992—1994 гг. несколько раз горел (по некоторым указаниям — поджоги).

В 1994 г. он был снесен, а к 100-летию поэта, в 1995 г. на он был «воссоздан заново» — на его месте было построено новое здание из кирпича с обшивкой досками.

Ревизин описывает:

Как добраться

Проезд: м. Серпуховская или Павелецкая, далее 5 –10 минут пешком.

Филиал

В 2008 году музей получил еще одно здание по адресу переулок Чернышевского, д. 4, стр. 2. В этом доме проходили заседания Суриковского литературно-музыкального кружка, с которым поэт активно сотрудничал с 1912 года.

Дом был построен в 1905 году по проекту архитектора М. К. Геппенера на территории усадьбы К. Мейера.