Краснокирпичная крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2 567 метров с 12 башнями строилась в правление Елены Глинской, в 1535-38 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого.
Целью строительства была оборона московского посада от набегов крымских татар, подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 году. Возведению стены предшествовал временный частокол 1534 года.
Стены Китай-города примыкали к угловым башням Московского Кремля — Беклемишевской и Арсенальной. В сравнении с Кремлёвской стеной стены Китай-города ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты. Такие укрепления лучше приспособлены для отражения пушечного огня.
С Красной площади на юг и на север вели симметрично расположенные ворота со сдвоенными надвратными башнями:
В остальной части стены первоначально было устроено четверо ворот с башнями:
После строительства на исходе XVII века у Никольских ворот церкви Владимирской Богоматери они приобрели название Владимирских.
Кроме того, в стене располагались следующие башни:
При царе Алексее Михайловиче у ворот Китай-города оборудуются часовни, которые приносили немалый доход своим владельцам — монастырям:
В XVIII веке стены утеряли военное значение, и при Александре I возникли планы их сноса, на что царь, однако, согласия не дал. В его царствование стена была «благоустроена» и реконструирована. В 1819—1823 гг. бастионы были срыты, Ильинские ворота открыты для проезда. Так как Никольские открыть было невозможно из-за пристроенной к ним Владимирской церкви, у них были устроены вторые проломные ворота. Еще одни проломные ворота — Ново-Никольские — появились у глухой башни. Москворецкие ворота были снесены.
В 1871 г. в Китайгородской стене были проделаны последние проломные ворота, оформленные башней — Третьяковский проезд. Архитектор А. С. Каминский постарался исполнить их в том же стиле, что и древнерусские надвратные башни. В те годы башни использовались как архивохранилища.
В 1890-х — 1900-х годах архитектор С. К. Родионов курировал реставрационные работы по восстановлению Китайгородской стены. Ещё одна реставрация стены была проведена в 1919—1921 годах, группой архитекторов (С. К. Родионовым, Н. В. Марковниковым, А. Ф. Мейснером, И. П. Машковым, И. Е. Бондаренко, И. В. Рыльским и др.).
«Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней», — восторгался в 1925 году Китайгородской стеной Игорь Грабарь. В то же время он отмечал, что в некоторых местах стена полностью скрыта от взора пристройками:
Как и многие другие памятники древнерусского зодчества, Китайгородская стена была уничтожена в «градостроительной мясорубке» сталинской реконструкции Москвы.
В 1927 году сносятся Владимирские ворота, окончательный снос стены пришёлся на 1934 год. От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город».
В 1995—2000 гг. под давлением общественности городскими властями было инициировано воссоздание некоторых снесённых в 1930-е годы элементов стены. Разрабатывались проекты воссоздания части Китайгородской стены и башен на сохранившихся фундаментах.
В 1995 г. восстановлены ведущие на Красную площадь Воскресенские ворота. Два года спустя был заново отстроен участок стены вдоль Театральной площади с Круглой башней, где до революции помещался музей птицеводства. Ещё один участок стены, примыкающий к арке Третьяковского проезда, был воссоздан осенью 2000 года. Стена вдоль Китайгородского проезда была восстановлена ещё в советское время — в 1968-73 гг.
Воссоздание фрагментов стены в 1990-е гг. осуществлено в общем русле «лужковского» подхода к исторической архитектуре, когда предпочтение отдавалось не полноценной реставрации, а муляжам, имитирующим старинные постройки. Например, часть стены и ресторан в виде башни, пристроенные в фрагменту древней стены на площади Революции, — новодел, который не имеет ничего общего с находившейся рядом с этим местом Угловой (Заиконоспасской) полубашней, так как за образец была взята совсем другая башня Китай-города.
В постсоветское время в восточной части Китай-города разместилась Администрация президента России, которая пожелала отгородиться новой стеной. Осенью 2011 г. вокруг зданий администрации началась установка ограждения, что вызвало опасения «Архнадзора» и других активистов по поводу ограничения доступа к историческим памятникам Китай-города после окончания рабочего дня администрации в 17 часов. По мнению Федеральной службы охраны, это ограждение «будет представлять собой некий символический отсыл к Китайгородской стене».
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Найдёнов, Николай Александрович, Public Domain.
Китайгородская стена
в старину: Китайская
бесплатно
Оборонительная функция Китайгородской стены была востребована в 1572 г. при защите от татар Девлет-Гирея (см. битва при Молодях). В тот раз татары не решились штурмовать укрепления. Стена также была использована в 1611—1612 при защите поляками Москвы от русских ополчений Трубецкого и Минина-Пожарского.
В 1707—1708 г., когда ожидалось вторжение короля Швеции Карла XII, ворота были заложены, и перед ними инженером Василием Корчминым устроены земляные бастионы. После Полтавской битвы ворота остались заложенными, но у Ильинских, Варварских и Никольских ворот были устроены проломные ворота. В 1782 году такие ворота были устроены и на Москворецкую набережную.