Город существовал в X веке до н.э., во времена царствования царей Давида и Соломона.
Город существовал с конца XI до середины X века до н.э. Он имел короткую историю и один культурный слой, и просуществовал всего 50-70 лет.
Хирбет Каяфа имел сильные укрепления, администрацию, письмо, городскую планировку. Все это говорит о наличии централизованного государства, что очень важно в споре археологов (см. Конфликт между тель-авивской и иерусалимской школами в израильской археологии).
Город не был захвачен. Жители просто оставили его. Есть две версии, почему это произошло. Первая версия — истощение водных источников. По другой версии — город был заброшен после поражения от филистимлян около 980 года до н.э.
Археологические раскопки
Раскопки города ведутся с 2004 г. археологами Сааром Ганором из Управления древностей и Йоси Гарфинкель из Еврейского университета.
В ходе раскопок были обнаружены два общественных строения — дворец и склад. Ученные датируют их X в. до н.э.
По мнению археологов, дворец был резиденцией царя Давида, а склад обеспечивал царский двор всем необходимым. Ученые отмечают, что строения свидетельствуют — в X в. до н.э. Иудея была сильным государством, способным создавать административные центры в стратегических местах.
Площадь окруженного стеной дворца достигает 1000 кв. метров. Дорога ведет от него к южным городским воротам и долине Эла.
В помещениях дворца были обнаружены металлические, керамические и каменные артефакты, в том числе — предметы роскоши, произведенные в Египте.
Склад, площадью 15х6 метров, был расположен в северной части города. В нем проводился и сбор податей, в первую очередь — сельскохозяйственной продукции.
На месте было найдено значительное количество керамических кувшинов.
Городская стена представляет собой сложное массивное укрепление казематного типа, сложенное из циклопических камней до 8 тонн.
Столь мощное массивное сооружение никогда не встречалось в более ранних периодах, ни поздней бронзы — ханаанитские укрепления, ни железо I (период Судей). Филистимляне же никогда не строили из камней, а только из кирпичей, о чем свидетельствуют их крепости в Ашдоде и Ашкелоне. Казематный тип стены также не встречается ни в ханаанитских, ни в филистимлянских постройках.
Вдоль всего периметра крепостных стен расположены узкие, шириной менее двух метров, комнаты. Вероятно, в них жило беднейшее население города, а в период осады оно выселялось, а комнаты засыпались смесью камней и песка, что усиливало крепостные стены.
Практически все жилые дома Хирбет Кейяфа находятся у внешней казематной стены и эти казематы служат задними комнатами жилых домов. Подобная архитектоника известна и по раскопкам в Тель Беэр-Шева, Тель Бейт-Шемеш и Мирсим. Все эти постройки датируются периодом железа II (Иудейским царством).
Однако Хирбет Каяфа датируется несколько более ранними временами и свидетельствует о том, что подобный тип строительства появился уже в XI веке до н.э. Казематные стены встречаются и в более северных городах — Хацор, Гезер и др., но нигде нет такого, чтобы дома примыкали к стене и ее использовали.
В Хирбет Каяфа в одном из жилых домов обнаружено также помещение культового характера. В комнате две каменных стелы и базальтовый алтарь, а также керамические инструменты для жертвоприношений.
В помещении — каменный таз, скамейка и система дренажа для жидкостей. Никаких костей в помещении не обнаружено. Домашние храмы того периода в Иудее известны так же и в Лахише. В них также не было найдено костей животных или человека.
Типы керамики, найденные здесь, сводятся к очень неширокому ассортименту. На ручках кувшинах во многих случаях отмечены отпечатки пальцев в глине. Керамика, за редким исключением, некрашеная. Редко встречаются следы красной краски.
При раскопках найдено огромное количество кувшинов для хранения (вина, масла, зерна), ручки которых отмечены отпечатком пальца. Найдено не менее 330 подобных ручек. Петрографический анализ показал, что все эти кувшины сделаны здесь, на месте.
В каждом доме так же найдены инструменты для выпечки. Найдено также множество предметов, изготовленных в других местах, что свидетельствует о торговле с другими городами. Керамика небольших объемов с расстояния 10-20 км., базальтовые изделия — 100-150 км, и даже керамика с Кипра.
Принадлежность города евреям определяется в том числе и по костям животных, употребляемых в пищу: были найдены кости только кошерных животных.
В 2008 г. в ходе раскопок был обнаружен остракон —глиняный черепок с надписью. Он был найден в западных воротах города. Комнаты при воротах часто служили архивом и об этом есть немало упоминаний в Танахе, когда говорится о «шотрим» (полицейских) в воротах.
Статья подготовлена по материалам: Ежевика, CC BY-SA 3.0.
Фото: CC BY-SA 4.0.
В районе современного перекрестка —ха-Эла в древности проходила важнейшая дорога, которая связывала земли филистимлян с Иудеей и Хевронским нагорьем.
Геополитическую важность этой точки трудно переоценить. Перекресток охранялся городом Азека с одной стороны и городами Сохо и Каяфа — с другой.
В 12 км на запад от этой точки по той же долине Эла находится Тель Цафит, который и является древним филистимлянским Гатом.
Хирбет Каяфа господствует над перекрестком и виден со всех сторон.