Точное время основания собора неизвестно. Существование в Муроме каменных храмов ранее XVI века не доказано; тем не менее, местные краеведы считают, что первый собор Рождества Богородицы был построен в камне ещё в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским.
Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор, Муром был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём.
В 1458 году собор был возобновлён трудами Ивана III Московского.
В XVI веке в храме несколько раз молился первый русский царь, Иван Грозный. По случаю взятия Казани в 1552 году он выделил средства на возведение четырёх каменных храмов в Муроме, в число которых попал и городской собор.
Храм был поставлен на высокий подклет, служивший арсеналом, где хранили вооружение. По периметру его окружала открытая галерея — гульбище. Судя по гравюре в книге Олеария, до переделок середины XVII века он был трёхверхим.
Писцовая книга Бартенева 1636/37 годов сообщает:
Как следует из этого описания, в Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии.
Сохранились фотографии массивной кипарисовой раки, изготовленной для мощей в 1797 году.
Деревянная церковь Петра и Февронии стояла рядом с храмом.
В конце XVIII века её разобрали, чтобы освободить место для строительства трёхъярусной колокольни. Её гордостью стал благовест 1049 пудов весом, про который говорили: «Большой колокол из ада душу вызвонит». При колокольне имелись тёплый Спасский храм и устроенный в 1814 году придел в честь Муромской иконы Божией Матери.
В связи с учреждением в Муроме викарной кафедры собор грозненского времени с 1868 года вновь стал кафедральным.
Губернский архитектор Н. А. Артлебен приступил к восстановлению «древней византийской архитектуры», в ходе которого храму вернули позакомарное покрытие, а в основании барабанов появились суховато-декоративные кокошники.
Вместо крытой паперти была устроена открытая лестница, и все три апсиды были расширены на восток. Иконостасы в приделах были трехъярусными, а в основном храме стоял иконостас в 5 ярусов; некоторые из икон принадлежали кисти местного изографа Казанцева.
В XIX веке протоиерей Леонид Белоцветов составил описание храма:
После революции собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как и мощи Петра и Февронии.
В 1924 году собор был закрыт, а десять лет спустя его передали военному ведомству. Перед храмом было устроено футбольное поле, причём колокольня была приспособлена под раздевалку для спортсменов.
В 1939 году начали разбирать стены 400-летнего храма. Колокольня простояла на несколько лет дольше, так как использовалась как пожарная каланча. В настоящее время на месте соборного комплекса — городской парк им. В. И. Ленина («Окский»).
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: неизвестен, Public Domain.
Дата основания: не позже нач. XIII в.
Дата постройки последнего здания: не позже сер. XVI в.
Архитектор: Артлебен Н. А.
Реликвии: в соборе до 1930-х хранились мощи св. блгв. Петра и Февронии Муромских
Рождества Пресвятой Богородицы;
Петра и Февронии (в подклете, с юга, в восточной части южного центрального свода);
Алексия, человека Божия и Марии Магдалины (северный придел);
Петра и Павла (южный придел).