Храм Вознесения на Елеонской горе

«Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо».

Мечеть и часовня Вознесения, Елеонская гора, 1880
pinterest button

Храм Вознесения на Елеонской горе или Имвомон впервые был построен между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией на месте вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе в Иерусалиме.

В 614 году разрушен персами, после чего вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом (632—634).

Имвомон

Паломница Эгерия (IV в.) упоминает Имвомон в своём дневнике при описании празднования Богоявления:

Аркульф, видевший Имвомон примерно в 670 г., писал, что это

Схожее описание Имвомона находится у Беды Достопочтенного и Петра Диакона.

В опубликованных записках паломников XX в. встречаются утверждения, что Имвомон был

В 1959 г. францисканцы организовали археологическую экспедицию под руководством В. Корбо.

Были вскрыты остатки фундамента, по которым диаметр церкви был определён примерно в 25 м. Исторические описания постройки Аркульфом в целом подтвердились.

Терраса, с которой открывался вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, должен был быть заметен издалека, из Кедронской долины, а освещавшие портик и террасу фонари должны были быть видны из Иерусалима.

Археологи также нашли посвятительную надпись с упоминанием имени Иерусалимского патриарха св. Модеста, который решил восстановить Имвомон, разрушенный персами в 614 г. Однако отстроил его Модест в более скромном виде и не точно на прежнем месте.

Современные авторы высказывают предположение, что это связано не с какой-то ошибкой Модеста, а с его желанием строго следовать первоначальному плану постройки.

Касательно первоначального положения священного камня имеются разные мнения. Аркульф писал, что он был огорожен

Его описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат ас-Сахра («Купол скалы»). Поскольку этот монумент (не мечеть) был построен позже, чем Имвомон (в 685—691 гг.), выдвигается предположение, что за образец был взят камень Вознесения, виденный Аркульфом.

Первым русским паломником, оставившим описание паломничества в Палестину, был игумен Даниил.

Посетив храм Вознесения в 1106 г., он указал расстояние от Гефсимании до вершины Елеонской горы в 3 полёта стрелы, а до Елеоны — в 1 полёт. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саженей (примерно 200 м). По его описаниям,

В настоящее время сохранились базы колонн Имвомона, по которым археологи дают два варианта реконструкции типа этого здания — октагон (восьмиугольник) или ротонда.

Уцелевшая до нашего времени Часовня Вознесения была частью комплекса Храма Вознесения на Елеонской горе.