Гора Сартаба расположена между Скифополисом и Иерусалимом над самыми восточными склонами Самарии рядом с Иорданской долиной. Она возвышается на 370 м над уровнем моря и около 700 м над уровнем Мёртвого моря.
Название горы напрямую не упоминается в Танахе, но считается, что слово «Сартаба» спрятано в названии горы Цартан (), которая упоминается в Танахе в двух местах:
В книге Иисуса Навина (Иеошуа) (3:14-16) мы читаем о водах Иордана, которые остановились, чтобы пропустить евреев:
Действительно, в этом месте русло реки Иордан очень узкое, и часто преграждалось завалами камней.
Иордан в своем течении из озера Кинерет до Мёртвого моря прокладывает зигзаги, его русло очень узкое, иногда достаточно легкого землетрясения, чтобы один из этих берегов, сложенный из мягкой, рыхлой породы, свалился и перекрыл реку.
Очевидно, именно это описано в книге Иисуса Навина, в эпизоде, рассказывающем о том, как колена Израиля пересекали Иордан, и воды реки остановились, позволив евреям перейти реку.
В 1 книге Царств (7:46) рассказывается о медной утвари для Храма, которую отливали в этих местах:
Сартаба была сигнальной горой вместе с Масличной в Иерусалиме, служившей для передачи календарных сведений (извещающих о начале нового месяца и праздников) посредством факельных эстафет. Поскольку прямой видимости между этими горами нет, скорее всего, использовались и промежуточные вершины.
На горе Сартаба расположены руины крепости Хасмонеев.
Крепость отождествляют с Александрионом, построенным в 90 г. до н.э. хасмонейским царём Александром Янаем и названным его именем или именем его жены, Саломеи Александры.
Александрион, упоминающийся в трудах Иосифа Флавия, был одним из шести пограничных укреплений Хасмонейского царства, охранявших с востока получивший независимость Израиль.
Место было выбрано неслучайно. Крепость господствует над значительной частью долины Иордана и важнейшим стратегическим перекрестком дорог. С горы имеется прямая видимость (для передачи информации) с горами над Иерихоном, с одной стороны, и с плато Гилеад, с другой.
На горе была построена удивительная система водоснабжения, остатки которой видны и поныне.
На склоне горы были выдолблены 14 пещер-водосборников, из которых вода вручную переносилась в крепость-дворец. Однако самое удивительное в том, как вода в эти водосборники попадала.
С окрестных гор дождевая вода по водоводам стекала к акведуку, который вёл к горе Сартаба. Между горами имеется седловина. Для того, чтобы подавать воду без насосов и других приспособлений, древние инженеры использовали принцип сообщающихся сосудов: перед седловиной вода набиралась в глиняные трубы, которые, выходили на поверхность по другую сторону.
На полпути до вершины Сартабы можно увидеть такие пещеры-цистерны для сбора воды.
После смерти Александра Яная Саломея-Александра держала в крепости часть сокровищ хасмонеев (другие части хранились в Гиркании и Махероне (Иордания). Эти сокровища, возможно, до сих пор находятся под древними камнями.
Позже в крепости прятался Аристобул II, претендент на трон Саломеи и её старшего сына, Гиркана II, но в 63 г. до н.э. был вынужден сдался Помпею, поддержавшему Гиркана. Крепость была разрушена.
Спустя шесть лет, когда во время междоусобицы между наследниками-претендентами на трон в ней засел Александр, сын Аристобула II, отстроенную крепость вновь разрушили во время осады войска знаменитого римского военачальника Авла Габиния.
Здесь в Аристобул II . Римский полководец Габиний осаждал Александрион, который защищали войска сына Аристобула, Александра; после падения крепость была разрушена.
Крепость была перестроена во времена царя Ирода I.
На восточном склоне Сартабы был построен дворец Ирода. В 1981 г. во время раскопок здесь была обнаружена горная терраса, а на ней руины дворца с мозаичным полом и залом с великолепными колоннами; найденные здесь предметы свидетельствуют о роскоши обстановки.
Во дворце Ирод поселил хасмонейскую часть своей семьи: последнюю хасмонейскую принцессу Мириам с матерью. Впрочем, их пребывание в крепости было более похоже на заключение. Здесь же жили два сына Мариам и Ирода — Аристобул и Александр, здесь же в 8 г. до н.э. они были похоронены после того, как их убили по приказу Ирода, который обвинил их в попытке совершения переворота.
Крепость была серьёзно повреждена во время Иудейской войны римскими войсками, так как служила убежищем зелотам, и окончательно разрушена сильным землетрясением чуть спустя.
В развалинах дворца на склоне горы можно встретить несколько огромных каменных сердец.
Эти сердца не являются свидетельством сентиментальности царя Ирода, но скорее его архитектурных пристрастий.
Угловые колонны строились следующим способом. Каменные блоки в виде сердца ставились одно на другое острым углом в угол помещения, образуя колонны в виде разрезанного цилиндра.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Copyright.
Из Иерусалима, ехать по шоссе №1 до перекрестка с шоссе №90, повернуть влево в сторону Иерихона, объехав Иерихон, ехать еще около 35 км до поселения Йафит (Yafit). Перед Йафитом бензоколонка с удобным туалетом. Далее повернуть с шоссе №90 на первом повороте после Йафита направо (там будет указатель на Сартобу). Далее ехать осторожно (дорога плохая, узкая) вверх по горным серпантинам до военной базы. Далее пешком около двух часов: 1 час до пещер-водосборников и ещё один час до крепости на вершине. Подъем средней тяжести.
Вот что пишет Иосиф Флавий об этой, несомненно, выдающейся вершине:
«Помпей выступил с римскими легионами и многими союзными войсками из Сирии против Аристобула; он уже миновал Пеллу и Скифополис и достиг Кореи - пограничного города Иудеи, как узнал вдруг, что Аристобул бежал в Александрион. Тогда он послал ему приказание немедленно явиться к нему; Аристобул же, задетый строгим повелительным тоном Помпея, готов был предпочесть крайнюю опасность рабскому повиновению; но, заметив упадок духа среди своих людей и уступив советам друзей, представивших ему всю трудность сопротивления римскому войску, он сошел к Помпею. Подробно изложив ему свои права на престол, он возвратился обратно в замок. Еще раз он сошел с горы по приглашению брата, спорил с ним о своих правах и снова, не встречая препятствий со стороны Помпея, вернулся к себе. Так он, между страхом и надеждой, несколько раз сходил с горы, чтобы просьбами склонить на свою сторону Помпея, и каждый раз восходил обратно, чтобы не казаться малодушным и заранее уже готовым сдаться. Но когда Помпей потребовал от него сдачи крепостей и принудил его собственноручно написать об этом комендантам, ибо последние были снабжены инструкцией действовать лишь по его письменным приказам, то, исполнив все это по принуждению, он вслед за тем с негодованием отступил к Иерусалиму и начал готовиться к войне с Помпеем».
Рай для любителей панорамной съемки. 360-градусный обзор с горы завораживает. Изрезанные скалы предгорья переходят в долину Иордана, а затем снова земля вздымается ввысь в иорданских горах.